Город под знаком «пазиков»

Александр Гревцов

Уже лет, наверное, пятнадцать Архангельск живет под знаком «пазиков». После убийства городского трамвая и троллейбуса эти маленькие, неудобные и весьма опасные автобусы буквально захватили наш город. В результате мы волей-неволей вынуждены каждый день ездить в душных прокуренных салонах, подвергая свою жизнь риску.

О проблемах пассажирских перевозок за эти годы сказано и написано немало. Мы жалуемся на то, что автобусы не ездят вечерами на окраины, не соблюдают график движения, устраивают гонки на улицах, из водительских раций звучит отборный мат… Да еще много поводов для жалоб у простых архангелогородцев на перевозчиков. Перевозчики в свою очередь тоже всегда находят оправдания своему бездействию. То им мешают низкие тарифы, то нелегальные перевозчики, то плохие дороги… Понять предпринимателей можно, ибо для них главное – интересы бизнеса, собственная прибыль и благополучие. Поэтому, когда власть пытается поставить их работу в жесткие рамки, начинается истерия.

Две недели назад в городскую Думу поступило обращение руководителя областной Ассоциации автотранспортников Андрея Попова. В нем он просит защитить честных перевозчиков от транспортного беспредела администрации города. В обращении – семь пунктов претензий, перечислять которые не буду, ибо все они уже были опубликованы в СМИ. Депутаты с готовностью собрались в Думе, ибо проблемы автобусных перевозок, постоянные жалобы на «бешеных пазиководов» являются одними из самых популярных в депутатских приемных. На комиссии мы надеялись услышать, что местные автобусники готовы меняться, улучшать качество обслуживания, а услышали… старые песни о главном.

Представители Ассоциации автотранспортников договорились до того, что лучшего автобуса, чем «пазик», для нашего города просто не существует. И что нормальные комфортабельные низкопольные автобусы – это не для нас. В этот раз была названа новая причина, почему низкопольных автобусов от архангельских транспортников у нас не будет, – плохие дороги.

Да, дороги в нашем городе не самые лучшие. Однако настоящая причина обращения транспортников в гордуму, надо думать, в том, что их откровенно прижали, заставляя улучшать качество обслуживания. В ближайшее время будет объявлен аукцион на право обслуживания трех автобусных маршрутов: №№ 11, 38 и 76. В условиях аукциона будут прописаны жесткие требования – в центре города должны появиться низкопольные автобусы среднего и большого классов. Понятно, что на 38-м маршруте, который ходит по островным территориям, такие автобусы вряд ли появятся – они просто не проедут по тамошним дорогам, но в центре города должны появиться приличные машины.

Если аукцион пройдет успешно, он станет образцом для всех остальных маршрутов. Мы почувствуем перемены – станем ездить в хороших автобусах. Вопрос только в том, кто будет обслуживать эти маршруты. А вот здесь можно сказать, что с сегодняшним подходом к работе у местных перевозчиков шансов остаться будет очень мало. Не исключено, что, как и в Северодвинске, у нас появятся предприниматели из других регионов, которые готовы работать.

Как коренной архангелогородец я, безусловно, хочу, чтобы в нашем городе работали именно местные перевозчики. Искренне хочу. Но сегодня я не вижу у них желания остаться в бизнесе, ибо они не готовы меняться, улучшать свою работу. Они уже давно научились ловко манипулировать своими обещаниями, общественным мнением, подсовывая вместо нормальных автобусов все те же «пазики».

И еще один небольшой нюанс, о котором сегодня мало кто говорит. Перевозчики регулярно плачутся, что их бизнес убыточный, они не могут работать в условиях, в которые их загоняет власть. Законы рынка просты: если бизнес убыточный, его закрывают, сворачивают. Вы слышали, чтобы кто-то из крупных перевозчиков в последние годы добровольно закрыл свой бизнес? Я – нет. То есть сегодня автобусный бизнес очень и очень выгоден, и добровольно расставаться с ним никто не будет. Но чтобы остаться, перевозчикам необходимо измениться и перейти от тактики выкручивания рук к улучшению качества оказываемых горожанам услуг, а метод шантажа заменить методом конструктивного диалога в интересах жителей.