Денег мало, но мы держимся…

Александр Гревцов

Фраза «Денег нет, но вы держитесь», сказанная премьером Медведевым больше года назад, практически мгновенно стала одной из самых ярких цитат главы правительства. Однако уже тогда я для себя сделал вывод, что местные власти давным-давно живут по такому принципу, пытаясь разделить бюджетную «дырку от бублика» между всеми статьями расходов городского бюджета.

Вспомнилась мне эта поистине крылатая фраза после очередного заседания проектной группы при департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры. Она решает, как же нам в условиях скудного бюджетного финансирования улучшить качество содержания дорог.

Вопрос непростой. Все наверняка помнят, как минувшей зимой город из-за аномальных снегопадов просто тонул в снегу. Коммунальные службы, вроде, рапортовали об успехах в борьбе со снегом на улицах Архангельска, но глаза говорили обратное: во дворах и внутриквартальных проездах, на маленьких городских улочках было ни пройти ни проехать.

В действительности, решить проблему можно очень «легко» – найти в городском бюджете всего-то 800 миллионов рублей. И тогда снег во дворах будет не просто сгребаться к обочине, а вывозиться на специальные свалки, а по весне наши дворы не будут «плавать». В общем, сплошные плюсы! Единственный минус – не найти в муниципальной казне «на снег» 800 миллионов рублей.

Поэтому в администрации города была создана проектная группа, в состав которой вошли представители департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры, депутаты городской Думы и представители муниципального предприятия «Архкомхоз». Этой группе предстояло предложить главе столице Поморья проект, как при небольших бюджетных вливаниях кардинально улучшить качество уборки дорог и состояние дренажно-ливневой канализации.

Не сказать, что нам удалось представить какие-то суперсовременные технологии уборки улиц, но даже они для Архангельска могут стать революционными. Например, главное предложение проектной группы – заменить при зимнем содержании дорог песко-соляную смесь на «смоченную соль». Такая технология используется в крупных городах уже давно. Однако архангелогородцы привыкли, что каждую зиму наши дороги и тротуары коммунальщики засыпают просто диким количеством «песка», устраняя скользкость.

Однако оказалось, что такие меры не совсем эффективны. Дело в том, что на зимнюю «посыпку» автомобильных дорог тратится несколько десятков тысяч тонн песко-соляной смеси. И все бы ничего, но по весне, когда сходит снег, большая часть этого реагента загрязняет ливневую канализацию. Другая часть песка остается на дорогах, на улицах становится пыльно, грязно. Чтобы справиться с этой проблемой, коммунальщики вынуждены выводить дополнительную технику, а это – увеличение затрат.

«Смоченная соль» в борьбе со скользкостью также эффективна. Однако этого реагента требуется в десятки раз меньше, а значит, ниже затраты на его приобретение, хранение. Важно и то, что соль не оставляет после себя на дорогах гор грязи, а значит, снизятся и затраты городского бюджета на уборку дорог после зимы, прочистку дренажно-ливневой канализации.

Еще одно предложение, которое было озвучено сотрудниками департамента, –  заключать муниципальные контракты на содержание автомобильных дорог города не на один год, как сейчас, а сразу на два. Преимуществ такой «модернизации» несколько. Во-первых, на конкурс по выбору подрядчика смогут заявиться только серьезные компании – фирмы-однодневки и те, у которых в собственности только «стол-стул-компьютер», просто не смогут принять в нем участие. Во-вторых, победитель конкурса будет на два года гарантированно обеспечен работой, а значит, сможет планировать свою деятельность на более долгую перспективу. Зная, что у него будет работа, он будет активнее обновлять парк спецтехники, отдавая предпочтение более эффективным машинам. Появится современная техника – лучше и дороги убираться будут, а значит, наши с вами бюджетные деньги сработают гораздо эффективнее в интересах каждого архангелогородца.

Так что, денег мало. Но мы держимся.