Андрей ЛЮБОВ, преподаватель Архангельского медицинского колледжа

При инфаркте и инсульте медлить нельзя

Акценты недели

– В Поморье стартовал новый проект Архангельского центра медицинской профилактики «Уроки здоровья», специалисты медицинских учреждений будут проводить онлайн-лекции для всех старшеклассников региона. Цель этого проекта – воспитание здорового образа жизни и повышение уровня знаний о сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваниях.

Мне выпала возможность провести первую онлайн-лекцию для школьников Архангельской области. Урок «Медлить нельзя!» был посвящен Всемирному дню сердца, который отмечался 29 сентября. Трансляция велась в 22-х школах 15-ти муниципальных образований области, в числе которых Архангельск, Северодвинск, Коряжма, Котлас, Мирный, Пинега, Коноша, Онега, Яренск, Красноборск и Няндома.

Моей задачей было доступно объяснить школьникам, в чем опасность инфаркта и инсульта, по какой причине они возникают, как их распознать и почему необходимо своевременно вызвать скорую помощь. К сожалению многие при появлении симптомов инфаркта и инсульта затягивают и не обращаются за медпомощью, надеясь, что все пройдет само. А когда понимают, что симптомы не исчезли, – порой это случается через несколько часов или дней, – уже нет возможности применить современные технологии, которыми обладает медицина. Хотя сегодня мы способны при своевременном обращении прерывать развитие тяжелых процессов.

Основной признак инфаркта – появление за грудиной длительной боли: либо жгучей, либо давящей, либо сжимающей, которая  не проходит после приема нитроглицерина или не исчезает самостоятельно в течение 30 минут. Основные признаки инсульта – нарушение речи, перекос лица, развитие слабости в одной половине туловища и нарушение сознания.

Для меня онлайн-лекция в рамках проекта «Уроки здоровья» была первым опытом интернет-общения со слушателями. Основная сложность таких занятий для преподавателя в том, что у него нет контакта с аудиторией. Мне, например, намного проще вещать на аудиторию сто и более человек, потому что получаешь обратную реакцию слушателей. А здесь такой возможности не было.

Несмотря на это, подобные уроки эффективны, ведь информацию получили сотни школьников. Пусть те, кто прослушал лекцию, несколько раз ошибутся, но в конечном итоге в сложных ситуациях они поступят правильно.

В настоящее время разрабатывается план «Уроков здоровья» на текущий учебный год. Лекции будут проходить раз в месяц, для занятий со школьниками уже определены некоторые темы: «Повышение стрессоустойчивости», «Электронные сигареты – мифы и реальность», «Здоровое питание или сладкий бум». Мне предложили провести еще одно занятие по изменению образа жизни с целью уменьшения рисков осложнений и повышения качества жизни населения.