Любовь до сугроба

Городское хозяйство

Мы попытались объективно исследовать процесс уборки городских дорог от снега

Архангельск – город северный. Со всеми вытекающими последствиями в прямом смысле слова. Количество осадков такое, что в любой сезон горожанам приходится несладко. Нередко северяне сетуют на уборку снега и  произносят сакраментальную фразу: «Раньше было лучше». Мы решили разобраться, как в реальности обстоит дело.

 

Жалоб было как снега

Память избирательна, поэтому романтические воспоминания о «раньше» не всегда корректны. И вообще, когда это бывало такое, чтобы северная зима оказалась без снега?

Где-то год назад Архангельск замело так, что убирать его пришлось довольно продолжительное время. В январе 2017-го, например, случалось, что за пару дней выпадала месячная норма осадков (за месяц приблизительно 55 мм вместо среднестатистических 33 мм).  Техника подрядчиков работала в основном на главных магистралях – дорогах первой и второй категории, по которым курсируют автобусы муниципальных маршрутов. Жалоб было как снега.  Ситуацию окончательно выправили в связи с перспективой грандиозного события – мартовского Арктического форума. Из областного бюджета на ремонт и содержание архангельских дорог дополнительно выделили 32 миллиона рублей.

Напомним, муниципальный контракт за уборку дорог в зимний период 2016-2017 годов выиграла компания «АГСУМ». Генподрядчик обсуживал  часть городских округов, на субподряде у АГСУМа трудились МУП «Архкомхоз», и дорожные компании «Ремикс» и «Помордорстрой». Еще ранее (в 2015 году) уборкой дорог в Архангельске занималась ОАО «Архинвестпроект». И тогда дело обстояло, мягко говоря, не блестяще. За что муниципалитет заслуженно «наградил» подрядчика солидными штрафами.

И вот наши дни. Весьма авторитетное и технически обеспеченное Плесецкое дорожное управление (ПДУ) выигрывает двухгодичный контракт и приступает к обязанностям в четвертом квартале 2017-го. Новый подрядчик, кстати, в определенном смысле пошел по пути АГСУМа, взяв на субподряд другие компании. Соломбальский, Северный и Маймаксанский округа обслуживает «Севзапдорстрой». левый берег – «Помордорстрой». ПДУ убирает в Ломоносовском, Октябрьском округах, Майской Горке и на Варавино-Фактории. Дороги третьей категории в Майской Горке и на Варавино-Фактории обслуживает МУП «Архкомхоз».

Впрочем, как заявляет директор ПДУ Федор Корнеев, спрос все равно – с генерального подрядчика.

 

«Остановки надо убирать»

Обыденная картина. Пазик мчится по центральному проспекту поморской столицы. Резко тормозит и не менее резко открывает двери. Пассажиры десантируются из не очень-то гостеприимного салона и мгновенно погружают обувь в снежную кашу на обочине.

– На остановках надо убирать по-человечески. Неужели это так трудно? – риторически высказывает претензию пенсионерка Валентина Паничева.

А вот анонимные претензии на просторах Интернета не всегда бывают обоснованными. Объективности ради в четверг, 25 января, мы совершили рейд по городу, чтобы собственными глазами оценить плоды деятельности подрядчиков.

На набережной Северной Двины и на Воскресенской обращаем внимание на небольшую суженность проезжей части. Автомобилисты утверждают, что заснеженный участок от бордюрного камня до колесной колеи мог бы быть поменьше. Автоматически возникает контраргумент: было бы странно, если бы ПДУ не соблюдало нормы, стандарты и ГОСТы. Что позже подтвердил директор ПДУ Федор Корнеев: все делается по ГОСТу.

С другой стороны, на той же Воскресенской не видно сугробов в половину человеческого роста на обочине, что прежде было обыденным явлением. Осадков в этом году, конечно, значительно меньше, чем в прошлом. Но возникает предположение, что серьезную роль играет и соль, используемая сейчас на проезжей части вместо песка. Смоченная соль демонстрирует явную бескомпромиссность: даже при минус 17 по Цельсию машины ездят, цепляясь колесами за асфальт, пробивающийся сквозь образующуюся при снегопаде кашу.

Эту кашу подрядчик обязан периодически сдвигать к кромке дороги. Соответственно, и уровень лежащего на обочине снега тоже может быть поменьше, поскольку соль и на обочине соль. По мере накопления снега подрядчик его вывозит (к обочинам как раз больше всего претензий в Интернете).

Добираемся до снежной свалки на Окружном. Огромные бело-серые барханы, среди которых орудует бульдозер. Минут за 15 ожидания на полигоне отмечаем, что приехало пять груженых машин. Причем все происходило до 12:00, пока не пошел снегопад. По данным ПДУ, в  сутки из Архангельска в среднем вывозят 2 тысячи тонн снега.

Ни на левом берегу, ни на Ленинградском проспекте не замечаем ничего патологического и безобразного. Кстати, Краснофлотский мост, находящийся в федеральной собственности и обслуживаемый другим подрядчиком, судя по всему, убирается ничуть не лучше. Впрочем, на просторах Интернета можно встретить столь гневную и гиперболизированную реакцию отдельных граждан и журналистов на уборку снега в Архангельске, что поневоле задаешься предположением: либо возмущение кем-то инспирировано, либо возмущающиеся прежде жили в субтропиках.

Хотя, мнения в информационном пространстве фигурируют самые разные. На сайте ратующих за хорошие дороги общественников из организации «Асфальт 29» предоставляется возможность оценить работу ПДУ в снежный день путем анонимного опроса. Так вот в целом, на удивление, преобладает позитивная оценка.

 

Уборка онлайн

Главная задача в деятельности, связанной с уборкой дорог, – обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта, поясняет начальник управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства Архангельска Алексей Потолов. Вторая задача – не допустить снижения интенсивности движения всех транспортных средств. Третья – нормальное движение пешеходов по тротуарам.

Как отмечает директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Архангельска Петр Чечулин, работы у подрядчика, занятого содержанием дорог, всегда предостаточно. Однако стоит разделять ситуацию, когда убирают  в штатном режиме, и период сильных снегопадов, когда интенсивность уборки возрастает, как и  количество требуемых машин. Поэтому здесь может привлекаться дополнительная техника сторонних организаций. Все нюансы до тончайших подробностей оговорены в многостраничном технологическом регламенте.

– В регламенте мы ввели понятия однооперационной и многооперационной снегоочистки: в зависимости от интенсивности снегопада прописаны интервалы, через какое время нужен выезд снегоуборочных машин и другие действия, – продолжает замначальника муниципального управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства Антон Верещагин.

Ежедневно в городе работает от 40 до 50 единиц техники. Ее присутствие на автотрассах и тротуарах администрация города может отслеживать с помощью специальной онлайн-трансляции, доступ к которой есть у чиновников, но, к сожалению, ввиду определенных регламентов безопасности нет у всех интересующихся горожан.

Работает этот ресурс по принципу автобусного сайта аppp29.ru, отслеживающего движение автобусов с помощью датчиков и системы ГЛОНАСС. Профильные службы муниципалитета могут наблюдать, не выходя из кабинета, не только куда направляется снегоуборочная техника, но и узнавать в реальном времени разные тонкости происходящего (поднят ли ковш, например). Где-то в 9:40, глядя в монитор, лично убеждаюсь, что с десяток единиц точно ездит по городу. Снегопада в этот момент нет.

 

Критиковать конструктивно

На прошлой неделе в диспетчерскую службу ПДУ поступило около 60 жалоб, две третьи – из Соломбалы и Северного округа. В основном – по пешеходным зонам. По словам гендиректора ПДУ Федора Корнеева, единственный явный провал у компании случился 21 декабря 2017 года, когда был сильный снегопад. К текущему моменту все оргпроблемы решены.

Депутат гордумы Александр Нечаев долгие годы успешно руководил компанией «Севзапдорстрой». И сейчас он оценивает Плесецкое ДУ не только как партнеров, но и конкурентов. Впрочем, это не мешает ему в целом позитивно оценивать их деятельность. Александр Федорович, например, положительно отзывается о шаге по замене песко-соляной смеси, которая при таянии снега дает эффект грязи, на более экологичную смоченную соль. Он рассказал, что сам лично следит за периодичностью уборки, движением снегоуборочной техники в центре города. На взгляд эксперта, тротуары можно было бы убирать получше.

– Конечно, критиковать дорожников надо, но конструктивно, а не беспочвенно, – считает Александр Нечаев.

Ситуация с тротуарами, как оказалось, имеет отчасти и экономическую подоплеку. Как пояснили в ПДУ, когда компания начала заниматься архангельскими дорогами в 2017 году, содержание тротуаров было обеспечено на 34 процента от норматива (финобеспечение контракта). В 2018 году норматив поднимается. Соответственно, ожидаем постепенного улучшения качества уборки тротуаров.

– Возможно, где-то мы недорабатываем. Но всегда пытаемся исправить ситуацию. На данный момент мы дополнительно приобрели девять тракторов МТЗ, которые заняты именно содержанием тротуаров. Планируется дальнейшее увеличение парка техники, – прокомментировал Федор Корнеев.

У глав округов в целом нет негативного отношения к качеству уборки дорог.

– Бывают, конечно, нарекания в период снегопадов. Объезжая округ, я утром могу отправить фотографии с замечаниями диспетчеру, и к вечеру ситуация, как правило, уже исправлена. Стараются оперативно реагировать, – сказала глава Северного округа Вера Пономарева.

Добавим, что, для того чтобы город эффективно освобождался от снега, недостаточно усилий компаний, занятых автострадами. Активное участие в уборке должны принимать управляющие компании и владельцы торговых предприятий, в чьем ведении находятся крупные площади во дворах и на тротуарах. И здесь, как показывает практика, тоже все неоднородно. Но это отдельный повод для разговора.

 

На заметку

Не чистят дороги?
Звоните в Плесецкое ДУ

Есть жалобы или вопросы по качеству уборки дорог и тротуаров? Телефоны диспетчерской службы Плесецкого дорожного управления

27-14-40,

8-921-240-17-20

Также диспетчерская служба ПДУ подключена к мобильному приложению Viber, которое позволяет передавать сообщения, фото и видео проблемных участков. Номер телефона, к которому привязан Viber: 8-921-240-17-20.

 

Вадим РЫКУСОВ,
фото: Иван МАЛЫГИН