Сэкономили на кредитах – потратили на решение городских проблем

Городское хозяйство

Депутаты гордумы на сессии утвердили отчет об исполнении городского бюджета – 2016 и внесли изменения в финансовый план Архангельска на текущий год

Первым вопросом бюджетной серии стал отчет об исполнении городского бюджета за 2016 год. О том, как пополнялась и расходовалась муниципальная казна, депутатам рассказала629-43 директор департамента финансов администрации Архангельска Мария Новоселова.

Она напомнила, что в минувшем году городской бюджет пережил несколько изменений, в ходе которых корректировались главные показатели финансового документа. Вместе с текущими изменениями не стояли на месте и ключевые показатели бюджета. По итогам 2016 года по доходам он был исполнен на 7 миллиардов 938 миллионов, а по расходам – на 8 миллиардов 236 миллионов рублей. Дефицит бюджета составил 297,5 миллиона рублей.

Доходы: незначительный, но рост

Что касается доходной части городского бюджета, то в итоге по сравнению с 2015 годом она пусть и не намного (на 1,3%), но увеличилась. Причем доли налоговых и неналоговых доходов городской казны и безвозмездных поступлений оказались почти равны. На первую приходится 53,9%, а на вторую – 46,1% от общей доходной базы.

629-44Среди собственных доходов бюджета лидирующую позицию привычно занимают поступления от налога на доходы физических лиц. В 2016 году от налогов на наши с вами зарплаты в городскую казну поступило более 2,6 миллиарда рублей. По сравнению с 2015 годом поступления от НДФЛ выросли незначительно – всего на 0,4%. А вот собственные планы по поступлениям от НДФЛ администрации удалось перевыполнить на более значительные 2,9%. Правда, все этого говорит отнюдь не о повышении зарплат в Архангельске. По словам Марии Новоселовой, рост поступлений от НДФЛ связан в основном с увеличением выплат по дивидендам и снижением сумм возвратов по налоговым вычетам.

Кроме НДФЛ, собственные налоговые доходы городского бюджета формировались из единого налога на вмененный доход (342,7 миллиона рублей), земельного налога (182,6 миллиона рублей), единого сельскохозяйственного налога (129,7 миллиона рублей), а также налога на имущество физических лиц (54,7 миллиона рублей) и иных, не столь крупных источников.

Собственные неналоговые доходы городской казны составили 785,8 миллиона рублей. В основном город получил их от сдачи в аренду и приватизации муниципального имущества.

Что касается безвозмездных поступлений, то основным их поставщиком стал областной бюджет. В результате распределения финансовых потоков в ходе межбюджетных отношений Архангельск в виде субвенций и субсидий из региональной казны получил более 3,6 миллиарда рублей – на 4,8% больше показателя 2015 года.

Расходы: в приоритете социалка

В расходной части бюджета, как и в случае с доходами, обошлось без каких-то особых откровений: львиная доля бюджетных расходов – 71,1% – пришлась на социально-культурную сферу. Опять же по традиции самый большой кусок достался системе образования. На нее было потрачено почти 4,5 миллиарда рублей. В четыре раза меньше этой суммы составили расходы городского бюджета на социальную политику – 1,02 миллиарда рублей. На культуру и спорт пришлось 292,8 и 51,2 миллиона соответственно. Почти 20% муниципального бюджета было потрачено на городское хозяйство – 1,59 миллиарда рублей.

При всей напряженности, которую в минувшем году испытывала городская казна, администрация и депутаты не смогли отказаться от бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности. В общей сложности они составили чуть больше 78 миллионов рублей. Как и в общем бюджетном пироге, в его инвестиционной доле приоритетами были выбраны городское хозяйство и социальная политика. Объем муниципального дорожного фонда составил 855,4 миллиона рублей.

Новое видение бюджета

Несмотря на то, что основа бюджета 2016 года была заложена еще прежней командой городской власти, нынешний состав администрации привнес в него свое видение реализации 629-45бюджетной политики.

Так, одним из главных новшеств в системе управления муниципальными финансами стало внимательное отношение к кредитам. Если раньше город не брезговал лишний раз взять в долг у коммерческих банков, то теперь к таким заимствованиям в администрации относятся более холодно. Место же дорогих коммерческих кредитов заняли дешевые бюджетные, которые муниципалитетам выдает региональное казначейство. Только благодаря такому подходу в прошлом году Архангельск сэкономил на обслуживании муниципального долга более 200 миллионов рублей, которые были направлены на решение актуальных городских проблем. Причем, по словам Марии Новоселовой, тенденция замещения коммерческих кредитов бюджетными продолжается и в 2017-м.

Изменениям в бюджет на текущий год как раз и был посвящен второй вопрос в повестке дня сессии. Дополнительные средства по предложению городских властей были направлены на финансирование ремонта дорог и капитальные ремонты целого ряда школ и детских садов города.

Коммент:

Игорь Годзиш, глава города Архангельска:

– На сессии были внесены важные изменения в бюджет текущего года. Прежде всего они касаются выделения средств на проведение капитального ремонта в школах и детских садах. Важный вопрос – финансирование ремонта дорог. Проблему с состоянием дорог сегодня ощущают все – и автомобилисты, и пешеходы. Благодаря принятому депутатами решению департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры получит дополнительные ассигнования в сумме 30 миллионов рублей на реализацию мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Еще 10 миллионов на дороги город изыщет за счет внутренних резервов, путем перераспределения средств, тем самым обеспечив дополнительное финансирование ремонта дорог в сумме 40 миллионов рублей.

Валентина Сырова, председатель Архангельской городской Думы:

– Мы сегодня приняли отчет об исполнении бюджета за 2016 год, причем оценка депутатов – четыре с плюсом. Администрация города стала более ответственно и скрупулезно подходить к расходной части, учитывается каждая копейка. Был уменьшен муниципальный долг и увеличена доходная часть бюджета. Мы рассчитываем, что в 2017 и 2018 годах общими усилиями будем дальше улучшать качество исполнения городского бюджета.

Даниил Шапошников, заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам:

– В 2016 году мы провели большую работу: структурно пересмотрели городской бюджет, утвердили и ввели в действие план по обеспечению его финансовой устойчивости. План уже дал свои плоды, и подтверждение тому – цифры: так, собственный дефицит бюджета у нас сократился в 11 раз. Это нужно как раз для того, чтобы обеспечить устойчивость бюджета и перевести его в инвестиционное русло. В 2017 году мы планируем эту работу продолжать, сдерживать наш муниципальный долг, чтобы сокращать расходы на его обслуживание, а высвобождающиеся средства направлять на инвестиции, на благоустройство города, на дороги, на создание комфортной городской среды, на наши социальные обязательства, на исполнение судебных решений по предоставлению жилья. Результаты проведенной работы позволяют говорить о том, что ситуация стабилизировалась и те задачи, которые сегодня перед нами стоят, мы успешно решим в ближайшее время.

Владимир Карпов, депутат Архангельской городской Думы:

– В целом оценка исполнения бюджета положительная, но мы говорили и о проблемах. 2016 год выдался нелегким, в частности, идет недобор главного источника поступлений в бюджет – НДФЛ. Были озвучены предложения, как перестроить работу.

Я предложил ввести нормирование всех расходов, считаю это эффективным управленческим методом. Его суть в том, что сначала идет утверждение нормативов, и на их основании уже верстается бюджет. То есть не так, как происходит сейчас, – утверждается цифра и под нее «подгоняются» расходы, а наоборот. Сначала определяется расчетный бюджет – сколько городу нужно. Сюда входит нормирование всех расходов, в том числе и неисполненные судебные решения – цифра очень серьезная, таких денег у города нет. Нормирование в данном случае поможет обосновать получение этих средств перед вышестоящим бюджетом.

Олег КУЗНЕЦОВ, фото: Кирилл ИОДАС