Трамвай до морвокзала не доедет?

Городское хозяйство

Площадь у МРВ ждет серьезная реконструкция

Глава Архангельска Игорь Годзиш провел выездное совещание на территории Морского-речного вокзала совместно с архитекторами и представителями застройщика, который возьмется за преображение площади. Примечательно, что сама реконструкция, куда войдет в том числе и асфальтирование, будет проведена без использования бюджетных средств.

 

Асфальт и зелень вместо хаоса

Сегодня эта территория представляет собой весьма печальное зрелище – щебень на месте одного снесенного терминала, строительный забор возле другого, напрочь разбитая, как после бомбежки, дорога… Даже не верится, что наконец-то это все приведут в порядок. Чтобы на месте обсудить ход благоустройства, руководство города пригласило заинтересованных лиц и прессу.

Реконструкция площади морвокзала включает в себя устройство мест для стоянки автобусов, посадочных площадок и всей инфраструктуры пассажирского транспорта. За это возьмется ООО «Комтранс» – именно эта компания является застройщиком здания терминала. Чтобы ввести объект в эксплуатацию, нужно привести в порядок прилегающую территорию.

Главный архитектор города Александра Юницына продемонстрировала схему реконструкции. Причем на одной из площадок, изображенной на схеме, предлагалось разместить наш знаменитый архангельский трамвай, который отреставрирован на «Красной Кузнице». Именно за это место постоянной дислокации экспоната проголосовало большинство горожан. Но у специалистов целесообразность такого решения вызывает большие сомнения.

– Во-первых, как музейный экспонат это теперь федеральная собственность, мы отвечаем за его сохранность. Во-вторых, площадь и так уже неимоверно перегружена в плане городского ландшафта – здесь и собор, и посадочный терминал откроется, и, если еще и трамвай появится, это будет смотреться ужасно, – высказала мнение директор Архангельского областного краеведческого музея Наталья Шпанова.

С ней согласилась и Александра Юницына – трамвай сюда не впишется, это утверждает вся архитектурная общественность города и музейные работники. Экспонат должен стоять в более спокойном месте, чтобы можно было его спокойно посмотреть, а не «на перепутье всех дорог» – что сегодня представляет собой площадь у МРВ.

– В таком случае мы должны сразу сказать «Комтрансу», который займется благоустройством площади, что трамвая здесь не будет, чем в этом случае будет занята свободная площадка? – поинтересовался Игорь Годзиш.

Как пояснили представители «Комтранса», площадь будет заасфальтирована, предусмотрены места для стоянки автобусов, комфортной посадки пассажиров. Причем благоустройство хотят начать сразу же после получения необходимых документов на строительство, а закончить уже в этом сезоне. Александра Юницына пожелала, чтобы обязательно была
предусмотрена посадка деревьев или кустов, обустройство газонов, чтобы оживить площадь. И конечно же, обязательны крытые остановки со скамейками для пассажиров, ожидающих автобусы.

Что касается терминала, в нем, как и планировалось ранее, будут предусмотрены торговые зоны и зоны кафе, чтобы люди могли ждать транспорт с комфортом.

Еще один объект, который вызывает множество вопросов, – летнее кафе между зданием морвокзала и строящимся храмом. Сегодня там довольно популярная «шашлычка» со всеми вытекающими – разгульным весельем, музыкой и прочими атрибутами уличных посиделок. Мнение градоначальника однозначно: рядом с храмом ей не место.

– Шашлычная отсюда будет убрана, – заверил Игорь Годзиш. – По проекту на этом месте остается санитарная зона с размещением комплекса общественных туалетов. С предпринимателем, владельцем кафе, мы уже разговаривали, чтобы предложить ему иное место для размещения точки общепита. Но то, что рядом с кафедральным собором кафе не будет, – это сто процентов. Есть проект благоустройства храма, архитектором Дмитрием Яскорским предложены интересные идеи, будем их придерживаться.

 

Вернутся ли «стороны света»?

Еще один пункт рабочей поездки – предполагаемое место установки фонтана. Того самого, означающего четыре стороны света, что когда-то стоял на площади Ленина, потом его перетащили к драмтеатру, а после реконструкции театральной площади он и вовсе оказался не у дел. Так и лежит уже много лет под открытым небом, никому не нужный, в закутке на площади Профсоюзов, вызывая ностальгию у горожан старшего поколения.

После многочисленных обсуждений место для него все же нашлось – неподалеку от морвокзала в зеленом сквере возле торгового центра «Прага». В принципе, сооружение вписалось бы сюда идеально – на пересечении пешеходных дорожек, рядом с рекой. Но тут тоже не все так просто – установка фонтана удовольствие не из дешевых. Как пояснила Александра Юницына, чтобы вернуть к жизни имеющийся раритет, потребуется порядка 15–20 миллионов. Поэтому за все эти годы желающих его восстановить за свой счет инвесторов так и не нашлось. В 2011 году, когда поступали предложения разместить его на пересечении улиц Логинова и Воскресенской возле АГКЦ, проводились проектные работы. Так что проект установки есть, его нужно только «привязать» к другому месту.

С появлением федеральной программы по формированию комфортной городской среды у архангельской достопримечательности появился второй шанс на жизнь. Как пояснила Александра Юницына, в рамках этой программы есть детальные проработки реконструкции и установки фонтана. Но нужно понимать, что в первозданном виде его уже не будет – нижняя чаша полностью разрушена. Заключение по техническому состоянию конструкции не радует: уже в 2010 году нужна была капитальная реставрация, чего уж говорить о дне сегодняшнем. Сейчас требуется дополнительное обследование, возможно, проще и дешевле будет установить новый фонтан. Либо, как вариант, взять только самое ценное – верхнюю декоративную часть, а основание и нижнюю чашу построить из современных композитных материалов. В любом случае нужно просчитывать все варианты, делать анализ, готовить документацию, входить в федеральную программу благоустройства.

 

Назад в 90-е

В общий облик скорого благоустройства многие сегодняшние моменты никак не вписываются. Во-первых, отвратительно вывозится мусор с территории морвокзала. Здесь конечные стоянки автобусов, водители и кондукторы не очень-то заботятся о чистоте и бросают окурки, стаканы из-под кофе прямо на асфальт. Мусорные контейнеры переполнены, АМПК их не вывозит, мешки с собранным за субботники хламом так и остались сложенными в кучу. А одна из емкостей для сбора раздельного мусора и вовсе стоит обгоревшая, пугая своим видом похожих.

Не добавляет эстетики пейзажу и кафе с уличной площадкой в здании «Праги». Во-первых, подходы к самому зданию перерыты-перекопаны, асфальт взломан, люди вынуждены ходить по глине и песку, а ведь здесь располагается Пенсионный фонд, посетителям преклонного возраста сложно пробираться по рытвинам и ухабам. Как пояснили, это владелец здания прокладывал коммуникации, а про последующее благоустройство «забыл».

Кафе и вовсе как привет из прошлого, из лихих 90-х – на летней площадке видавшие виды столы и скамейки, на которые сесть страшно, составленные друг на друга пустые стулья, никакого уюта.

Кстати, владелец «Праги» (а значит, и кафешки тоже) – один из депутатов облсобрания. Казалось бы, должность обязывает радеть за облик города, но тут как раз такой случай, когда о социальной ответственности бизнеса речи не идет – ни со стороны собственника здания, ни со стороны арендаторов.

К слову, совсем скоро в действие вступят изменения в новые Правила благоустройства Архангельска: на последней сессии за них проголосовали депутаты. Каждый хозяйствующий субъект обязан будет следить за чистотой и порядком, иначе ему придется платить штрафы – теперь у городской администрации есть на это полномочия (ранее, как известно, она могла только выдать предписание).

 

Территорию благоустроят к осени

Комментируя итоги поездки, глава Архангельска отметил, что пристальное внимание к площади Морского-речного вокзала обусловлено в первую очередь подготовкой к Международному арктическому форуму.

– Замечательно, что частный бизнес проявил инициативу и готов заняться реконструкцией площади, иначе городу пришлось бы тратить бюджетные средства. В рамках проведения форума данная площадь имеет первоочередное значение, – пояснил Игорь Годзиш. – Подтверждена готовность застройщика выполнить работу за сезон, то есть к осени обещают благоустроить территорию. Скорее всего, к этому сроку застройщик не успеет сдать терминал, но нам важно, чтобы в теплое время года были завершены все уличные и дорожные работы, отделку можно и зимой выполнять. Хотя функция терминала как зала ожидания с сервисными зонами тоже очень важна.

Что касается места установки трамвая, музей сегодня занимает достаточно жесткую позицию, что расположение его на площади у морвокзала неудачно. Будем работать над этим вопросом дальше, искать альтернативу, ведь решение собственника, то есть музея, в данном случае ключевое, потому что охрана памятника – их зона ответственности. Одно могу сказать с уверенностью: я против всякого рода «саркофагов», как над танком у «Полярного». Смотрится довольно безобразно, сейчас идет работа по поиску других вариантов – чтобы, с одной стороны, была защита от воздействия осадков, но с другой стороны, чтобы сохранялась доступность к экспонату.

 

Софья ЦАРЕВА,
фото: Иван МАЛЫГИН