Зрители занимали места даже в оркестровой яме

Культура

В театральной истории Архангельска оставили свой след многие известные актеры

«Знаменитые имена на архангельской сцене» – так называлась очередная встреча в лектории «Театр. Человек. Общество», который открылся в этом году в театре драмы имени М. В. Ломоносова.

Первые театральные представления в нашем городе начались еще в XVIII веке, они проходили на разных площадках. За это время здесь побывали многие известные актеры. О них рассказала заведующая литературной частью драмтеатра Нина Самойлович.

 

Горева и Дальского на Север привел сложный характер

На архангельской сцене, еще ребенком, начинала играть Екатерина Корчагина-Александровская – будущая народная артистка СССР.

– В 1888 году Катя Корчагина приехала с матерью-актрисой в Архангельск на зимний театральный сезон и играла девочку в спектакле «Лесной бродяга». Был такой эпизод: ее героиня спит в гамаке, в этот момент к ней ползет змея, – рассказывает Нина Самойлович. – И Лесной бродяга – артист Николай Троицкий должен был змею убить. Но ружье-реквизит заклинило. И тогда Троицкий выскочил за кулисы, выхватил оружие у одного из солдат, которых в то время приглашали для массовых сцен и, вернувшись на сцену, выстрелил. Ружье оказалось заряжено. Девочка почувствовала, как пролетевшая пуля задела ее волосы. Если бы артист Троицкий прицелился чуть пониже, то не было бы народной артистки Советского Союза Корчагиной-Александровской.

В Ленинграде Екатерина Павловна всю жизнь работала в Александринском театре. Она довольно рано перешла на характерные роли старух, благодаря чему ее все звали «баба Катя». В фильмографии актрисы более двадцати картин, в частности, она сыграла странницу Феклушу в фильме «Гроза».

Блистательным театральным сезоном для Архангельска стал 1903 год, когда сюда приезжали Федор Горев и Мамонт Дальский. Оба оказались в нашем городе из-за своего непростого характера.

Горев успел поработать в Александринском и Малом театрах, но из-за конфликтов с руководством подался в провинцию.

– На сцене это был блестящий герой-любовник, благородный герой, который совершал подвиги, и никто не мог подумать, что в жизни он часто выпивал и попадал во всякие нехорошие истории. Однажды ему грозил суд. Адвокат написал для него речь, попросив выучить текст и, ничего не прибавляя от себя, произнести в зале суда. Горев так блестяще справился с этим, что присяжные чуть не плакали, и его освободили, – говорит Нина Борисовна.

Во время летнего сезона 1903-го Федор Горев играл на архангельских подмостках в спектаклях «Разбойники», «Петербургские трущобы», нескольких комедиях.

В этом же году эстафету Горева принял знаменитый русский артист Мамонт Дальский – статный красавец с удивительным голосом и несносным характером. В Архангельске зрители увидели его в роли Дмитрия Самозванца в «Самозванцах», Арбенина в «Маскараде»,
Войницкого в «Дяде Ване». Кстати, в 1912-м Дальский во второй раз приехал в Архангельск и вновь поразил всех своим мастерством.

Благодаря таланту Мамонта Дальского совсем молодым приняли в Александринский театр, он играл там десять лет, пока со всеми не рассорился. Когда ему казалось, что в словах собеседника есть пренебрежение – отвечал тем же, за словом в карман не лез. В воспоминаниях коллег сохранилась такая история: подходит к нему прима Александринки Мария Савина и говорит надменно: «Здравствуйте, молодой человек», на что он отвечает: «Здравствуйте, пожилая женщина».

О Мамонте Дальском можно почитать в воспоминаниях Леонида Утесова, он упоминается в книге Алексея Толстого «Хождение по мукам».

– Дальский зарабатывал не только искусством, он постоянно влезал в коммерческие авантюры вроде попыток торговать марганцем, по-крупному играл в карты и мечтал стать миллионером. Не случись революции – так бы и остался для потомков гениальным колоритным актером, но он прославился как один из лидеров московских анархистов. В «Хождении по мукам» Алексей Толстой описывает его как расчетливого безумца, опасного, величественного и хитрого. Когда началась революция, Дальский почувствовал гигантскую творческую сцену и захотел сыграть на ней главную роль… Мамонт Дальский трагически погиб в 1918 году. Он сорвался с подножки трамвая, когда поехал в гости к Федору Шаляпину, – рассказывает Нина Самойлович.

 

Раневская в «Бесприданнице», Жаров во «Власти тьмы»

Большой удачей для архангельских театралов стал приезд Владимира Давыдова – заслуженного артиста императорских театров, а после революции народного артиста республики.

Владимир Николаевич играл в Александринском театре, прекрасно справлялся с комедийными, трагедийными, водевильными ролями. Но самые большие достижения артиста были связаны с русской классикой. Среди его лучших работ: Фамусов в спектакле «Горе от ума», Хлынов в «Горячем сердце», Подхалюзин в «Свои люди – сочтемся», Расплюев в «Свадьбе Кречинского». Давыдов являлся блестящим педагогом и творческим наставником многих актеров. Среди его учеников была, например, Вера Комиссаржевская.

– В Архангельск Давыдов приехал на летний сезон 1916 года. Все билеты на его спектакли моментально раскупили. Пришлось даже продавать приставные стулья и места в оркестровой яме. Гастроли открылись «Свадьбой Кречинского», где артист играл Расплюева. Также архангельские зрители увидели Давыдова в роли Городничего в «Ревизоре», Кочкарева в «Женитьбе». Интересно, что деньги за спектакли артист передал в госпиталь на содержание койки имени Давыдова, – говорит Нина Самойлович.

Владимир Давыдов вновь приехал в Архангельск в июле 1918 года. После революции он принял падение самодержавия, но не новую власть и вступил с ней в конфликт. Давыдов тогда писал, что ему теперь чуждо прийти в Александринский театр и работать там, его влечет милая провинция. Вспомнив о теплом приеме в нашем северном городе и своем обещании приехать еще раз, отправился сюда. Он рассчитывал поиграть в местном театре две-три недели, но обстоятельства сложились иначе. И Давыдов задержался на Севере до весны 1920 года.

Среди тех, кто выходил на сцену в нашем городе, – Владимир Ратомский, известный по фильмам «Дело было в Пенькове» и «Верные друзья». Его путь к актерству весьма необычен: в качестве матроса он ходил на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», чуть не погиб на зимовке, а по прибытии в Архангельск стал работать в самодеятельном театре.

С труппой актрисы и режиссера Павлы Вульф в летний сезон 1926 года приезжала Фаина Раневская. Она играла здесь Пошлепкину в спектакле «Ревизор» и тетю Карандышева в «Бесприданнице».

В конце XIX – начале XX века архангельскую публику радовали своим мастерством Михаил Тарханов, Рафаил Адельгейм, Павел Орленев, Леонид Любашевский.

Созданному в 1932 году Архангельскому Большому драматическому театру, в дальнейшем театру драмы имени М. В. Ломоносова тоже посчастливилось принимать знаменитых актеров. В 1940-м здесь работал Сергей Лукьянов, в творческой биографии которого в дальнейшем появятся такие фильмы, как «Кубанские казаки», «Дело Румянцева». Одной из заметных ролей актера на архангельской сцене стал Лаэрт в спектакле «Гамлет».

В спектакле «Власть тьмы» в 1962 году участвовал народный артист СССР Михаил Жаров, он играл роль Митрича. В 1963-м приезжали отец и сын Абрикосовы – Андрей и Григорий, артисты Театра имени Вахтангова, известные широкой публике по фильму «Свадьба в Малиновке». Они играли в постановке «Потерянный сын». Благодаря спектаклю «Ленинградский проспект» архангельские зрители смогли увидеть Николая Мордвинова в роли Забродина.

Несколько раз в нашем театре был Евгений Евстигнеев. В 1975 году он играл в спектакле «Нина». В 1979-м он приезжал еще раз, были запланированы два спектакля «Мы, нижеподписавшиеся». Сыграл только один, со второго его увезли в больницу с инфарктом.

…В театральной истории Архангельска много интересных страниц, так что встречи в лектории продолжатся. Ближайшая состоится 26 марта и будет называться «Театральные воспоминания. Байки и были». Своими историями со зрителями поделятся Ольга Зубкова, Людмила Советова, Константин Феофилов и другие актеры театра драмы.

 

Наталья СЕНЧУКОВА