Побратимский рок в Доме народного творчества

Культура

В Архангельске прогремел 24-й международный рок-фестиваль «Беломор-Буги»

В недавнем интервью нашей газете продюсер мероприятия Александр Мезенцев  подчеркивал народно-дипломатическую миссию рок-н-ролла. И он ничуть не ошибался. Музыканты из разных городов, стран и даже континентов легко общались на одном общедоступном и громогласном рок-языке.

Фестиваль существует уже четверть века. Но концепция его непоколебима –  поддержка рок-исполнителей из Поморья и других регионов России. В последние годы обязательной частью программы стали высокопрофессиональные, но малоизвестные широкой публике группы из зарубежья. Не факт, что такая формула сулит грандиозный успех. Ибо нельзя сказать, что народ на концерт валит валом. Хотя музыка звучит хорошая, а местами – очень хорошая.

В кулуарах некоторые завсегдатаи «Буг» рассуждали, стоит ли поменять фестивальную формулу ради большой аудитории. Ведь присутствие, скажем, группы «Алиса» или «ДДТ» решило бы коммерческие и прочие вопросы. Однако не в этом счастье. По мнению авторитетного питерского музыкального обозревателя Екатерины
Борисовой, ежегодно оценивающей «Буги», при таком раскладе рушится фестивальная концепция. Ведь это будет концерт звезды с маленьким бонусом в виде большого разогрева.

– Фестиваль – это смотр, показ, что есть хорошего, – констатирует рок-обозреватель.

Впрочем, фестивали по противоположной формуле все же бывают. И неизвестным группам от них никакого проку нет. Их тут же забывают.

Здесь же все были на равных. Можно было сравнить уровень наших и зарубежных исполнителей. И надо сказать, наши, если и уступают, то немногим… Хотя дело вкуса, конечно, да  и  вообще: музыка –  не соревнование,  а средство коммуникации. Но сравнить иногда интересно. Некоторые слушатели проводили какие-то параллели, замечая, например, что архангельский коллектив «Траулер», играющий тягучий «южный метал», превзошел немецкую команду хард-рок-команду Breaking Samsara из побратимского Эмдена.

Надо сказать, музыка у немцев была пугающей по громкости. А в целом звук на новой площадке Дома народного творчества был не хуже, чем в «М-33», где все последние годы дислоцировались «Беломор-Буги»

Несмотря на некоторый консерватизм организатора, его приверженность к «тяжелым» жанрам, в первый день нашлось место и более «мягким» коллективам, играющим музыку, близкую к поп-стилистике. Таким, например, как «Пропеллерброкен» из Санкт-Петербурга и «Корица» из Архангельска.

Хедлайнерами первого дня стали американцы Sunrunner из побратимского Архангельску города Портленда, играющие тяжелый (куда ж без этого) прогрессивный рок. Сей жанр подразумевает высокий уровень владения инструментами. Инструментарий у трио Дэвида, Джо и Тэда – довольно широкий для стандартной рок-группы. Помимо традиционных барабанов-гитар эти парни не чужды музицирования на скрипке, флейте и бузуки. Плюс вокал: поют в группе все трое.

Барабанщик Тэд довольно сносно общается на русском. Язык выучил благодаря супруге-сибирячке, которая родом из Забайкальска. Сам Тэд, правда, заявил: «Я лишь маленько говорю на русском». Рассуждая о побратимском статусе Архангельска и родного Портленда, американские парни отметили схожесть городов – оба находятся у моря и далековато от столиц. На выборах президента голосовали за разных кандидатов, что не мешает им заниматься совместным творчеством. Все трио считает, что отношения между США и Россией могут быть теплыми и дружескими. Ну и сами они приложили к этому небольшое усилие как  субъекты культурного обмена.

Второй день фестиваля омрачился сходом с дистанции архангельской группы «Гребля». Во время предшествующего «Беломор-Бугам» концерта вокалист «Гребли» так самозабвенно прыгнул на сцене, что оказался в гипсе. Но это вовсе не означало, что программа станет короче. Возможно, даже наоборот.

На роль «замыкающих» фестивальный день звезд были делегированы швейцарские фолк-металлисты Cellar Darling. Несмотря на визуальную молодость участников, за их плечами – десятилетие гастролей в более чем 45 странах. Ну и играли и пели они неплохо. Главное, на мой взгляд, что выделяло швейцарцев из общей массы, – использование инструмента «колесная лира» (или харди-гарди). Вокалистка Анна Мерфи изящно крутила ручку волшебного инструмента, и, честно говоря, в этот момент очень хотелось приглушить ревущий аккомпанемент.

 

Вадим РЫКУСОВ,
фото: Кирилл иодас