Романтика и тайны корабельной стороны

Культура

В Архангельске готовят к переизданию книгу известного северного писателя Евгения Коковина «Детство в Соломбале»

Заслуженный художник России Алексей Григорьев рассказал о том, как создает иллюстрации к новому изданию популярнейшей книги.

 

Евгению Степановичу Коковину была близка жизнь моряков и портового советского города. Еще в раннем детстве он стал свидетелем событий Гражданской войны, когда Архангельск был захвачен интервентами. Об этих событиях писатель рассказал в первой части известной повести «Детство в Соломбале».

За 30 лет знаменитая книга вышла общим тиражом в три миллиона экземпляров и была переведена на 12 языков. Но за последние 20 лет она не переиздавалась ни разу. По инициативе главы столицы Поморья Игоря Годзиша, поддержанной сыном писателя, сейчас готовится новый вариант издания.

Созданием рисунков к повести занимается архангельский художник Алексей Григорьев. Интересно, что первое издание иллюстрировал его отец Семен Григорьев – большой друг Коковиных.

– Мой отец и Евгений Степанович были близкими друзьями. Во время войны работали в одной газете «Патриот Родины». После Великой Отечественной Коковин стал писателем, а отец оформлял его работы. У них были добрые дружеские отношения, – поделился Алексей Григорьев.

Первая публикация Евгения Степановича «Детство в Соломбале» вышла еще до войны, в 1940 году, и была напечатана в газете «Северный комсомолец», тогда это был еще рассказ на трех страницах. Потом, в 1947 году, впервые повесть была издана в Архангельске. В 1949-м – в Москве, тогда произведение и получило всесоюзную огласку.

– Затем книга печаталась во многих странах мира не только ближнего зарубежья, а даже в Китае и Индии. Повесть была очень известной. И даже сегодня многие ее знают. Я считаю, что это один из брендов нашего города. Несмотря на то что главные темы книги – установление советской власти, борьба с интервентами, это книга об Архангельске и Соломбале, – говорит Алексей Григорьев.

Художник признается, что создавал иллюстрации по воспоминаниям, которые остались с детства.

– Меня впечатлили те сюжеты, которые запомнились с тех пор: поездка ребят на Белое море – на «кладбище кораблей», поиск кладов в одном из них. Сейчас я живу в Соломбале и, выглянув из окна, могу видеть как раз те места, которые описаны в книге. Отец часто, когда я был маленьким, обещал, что мы отправимся в путешествие по Соломбале. И я до сих пор это помню. Для меня эта книга – как раз то самое ожидаемое путешествие.

Иллюстраций планируется много. Они будут яркими и сочными, в отличие от книжек 50-х годов, когда цветной была только обложка. Художник уже подготовил эскизный макет. Практически на каждом развороте предполагаются картинки.

– Мне хочется сделать нарядную, красивую книжку о нашем городе, Соломбале и том замечательном периоде начала XX века – очень сложном, интересном и малоизвестном. Я читал разные мемуары и воспоминания о Соломбале путешественников XVIII и XIX веков. Все они отмечали, что этот старинный район Архангельска другой, особенный. Именно это я и хочу показать в своих работах, построить книгу на лирических пейзажах. Тексты будут наложены прямо на изображения. Я так все свои книги оформляю – текст обязательно сочетается с картинкой.

Эскизы будущих шедевров выполнены темперными красками на бумаге. Затем работы отсканируют, и художник сам будет заниматься версткой издания.

– У меня есть опыт издания двух своих книг про ледоколы «Красин» и «Седов», а также про летчика Яна Нагурского, который первым летал в Арктику. Эти книги я сам писал, готовил иллюстрации, издавал.

Алексей Григорьев отметил, что переиздание «Детства в Соломбале» особенно символично в преддверии 325-летия Архангельского адмиралтейства в корабельной стороне.

– Книга-то как раз о Соломбале, о судоремонтных мастерских, о людях, которые там работали, – отмечает он. – И в своих картинках я хочу сделать акцент на соломбальской романтике – речках, лодках, кораблях, людях, которые там живут и работают. Потому что Соломбала – это маленькая страна в нашем городе. Она всегда была такой, такой и останется.

 

Ксения ДАШЕВСКАЯ,
фото автора