Владимир Бурчевский: А вот правнуком я займусь вплотную

Люди и события

Основатель Детской школы народных ремесел оставил пост директора и возглавил ее попечительский совет

С началом лета Владимир Бурчевский оставил пост директора Детской школы народных ремесел. Для многих это стало неожиданностью, ведь никого другого представить на месте Владимира Николаевича просто невозможно, да и учебное заведение иначе как «школой Бурчевского» никто не называет. Мы расспросили народного мастера, чем он зай-мется теперь. Поговорили также о передаче традиций и опыта молодому поколению.

– Владимир Николаевич, как вы решились оставить пост директора школы, все-таки именно вы ее основали?

– Для себя я давно решил, что, как только мне исполнится 70 лет, уйду на пенсию, ведь рано или поздно нужно передавать дело молодым. 70 лет мне исполнилось в октябре прошлого года, но я дождался первого июня – даты создания школы, в этом году ей исполнилось 27 лет – и оставил директорское кресло. Понимаю, что новая страничка в истории школы необходима. Не думаю, что она будет хуже или лучше, просто она будет другой.

Есть у меня и еще одна причина, чтобы выйти на пенсию: подрастает двое правнуков. Правнучке девять лет, а правнуку – два месяца. Хочется уделять им больше времени. Пока я работал, как-то незаметно выросли внуки, а вот когда пошли правнуки, решил, что работать хватит.

– Но совсем-то вы от дел не отошли?

– Да, школу свою я не бросаю. Прежде чем уйти, создал попечительский совет. Войти в него согласились Екатерина Владимировна Прокопьева, Игорь Александрович Чесноков, Людмила Павловна Кононова и другие известные в Архангельске люди. Ну а мне предложили возглавить этот совет.

Чем он будет заниматься? Стратегией развития школы. В нашей школе ремесел в Архангельске обу-чается  465 человек и еще 350 ребят – в мастерских, созданных в районах области. Создавая школу, я, конечно, рассчитывал привлечь не только городских ребятишек, но и сельских, ведь именно в деревнях ремесло бытовало, а потому подхватывать его современными детьми нужно и там. В настоящее время у нас открыта 21 творческая мастерская в 14-ти районах. Но хотелось бы, чтобы подразделения Детской школы народных ремесел были по всей области – этим вопросом как раз и займется попечительский совет.

– Вы издали уже несколько книг, продолжать писательскую деятельность планируете?

– Хочу написать книгу «О мастерах особый сказ», в нее войдут истории об известных умельцах нашей области, с которыми меня свела судьба, которые передавали мне свое ремесло, а я уже потом передавал его детям. И о молодых мастерах, подхвативших эту эстафету. Непосредственно через истории этих людей хочу раскрыть само ремесло, его суть, дать практические советы, рассказать об азах народного творчества,  чтобы книга была интересна и полезна как детям, так и взрослым, чтобы она имела практическое значение. Взяться за это дело я планировал давно, но административная работа постоянно отвлекала. Теперь, надеюсь, время найдется.

– Владимир Николаевич, а современные дети, выросшие на гаджетах и компьютерах, охотно увлекаются ремеслом?

– Однозначно могу сказать, что интерес и у ребят, и у родителей есть. Когда я сорок лет назад начинал свою педагогическую деятельность, вел кружок декоративно-прикладного творчества во Дворце пионеров, желающих посещать мои занятия было немного. Приходилось ходить по школам, зазывать детей. В настоящее время ситуация складывается совершенно по-другому: количество ребят, которые хотят обучаться в Детской школе народных ремесел, так велико, что многим мы вынуждены отказывать. Но отказывать на самом деле еще сложнее, чем заинтересовывать.

Увлечь народным творчеством – это задача педагогов. Если они смогут заинтересовать, то дети будут ходить на занятия с удовольствием. И, как показывает практика, влюбившись в ремесло, расставаться со школой ребята не желают, многие, получив все три звания, осваивают новое направление. У нас есть дети, которые по 6-7 лет ходят в нашу школу!

Свою роль сыграло еще и то, что раньше мы брали ребят сразу в мастерскую по какому-то направлению, а теперь у нас  есть подготовительная группа «Азбука ремесла», в которой два года школьники пробуют все понемногу: и плетут, и вяжут, и лепят, и рисуют. И уже только после этого выбирают ремесло, которое им пришлось по душе.

– К ремеслу способности есть у каждого или тут нужен талант?

– Способности к народному творчеству есть не у всякого, как и в любом деле. Конечно, для многих ремесло становится смыслом жизни, из восемнадцати наших педагогов шестеро – выпускники школы, все получили звания народных мастеров Архангельской области, России. Но мы не ставим задачу вырастить  народных мастеров, неважно, кем станут ребята в будущем, полученные в нашей школе умения пригодятся им в любом случае.

К тому же важно воспитывать в детях правильное отношение к труду. К нам в школу приходят девочки, которые не умеют нитку в иголку вдеть, и мальчики, что гвоздя забить не могут. Это я, конечно, утрирую, но суть именно такая. А ведь труд нужен, но не абы какой. Освоить ремесло не очень просто, это испытание для детей, для этого нужны усидчивость, терпение и настойчивость. Подход к обучению у нас очень строгий: уж если делать что-то, то на совесть. Халтуры мы не допускаем, поэтому за годы в нашей школе у ребят вырабатывается серьезное и уважительное отношение к труду: как к своему, так и к чужому. К тому же воспитывается отношение к культуре и любовь к Родине: слова, конечно, высокие, но это именно так.

– А вы отслеживаете судьбы своих выпускников, многие из них продолжают заниматься народным творчеством?

– Стараемся. Нам, конечно, хотелось бы, чтоб наши выпускники продолжали обучение в вузах, но проблема в том, что в Архангельске таких учебных заведений нет, а те, кто уезжает учиться в Москву или Питер, обратно на Север не возвращаются. Поэтому возникает проблема с кадрами. Но мы постепенно стараемся ее решать. В прошлом году  при поддержке регионального министерства образования в Архангельском педагогическом колледже начали обучение будущих педагогов дополнительного образования, специализирующихся на декоративно-прикладном творчестве. В течение четырех лет студенты должны освоить три ремесла, практику проходят на базе нашей школы.

– А в целом интерес к народной культуре возрос в обществе, как вы считаете?

– Возрос, что очень радует. Раньше, помню, приедешь в деревню в гости, и сразу видно, какой хозяин живет в доме: много было самодельных вещей. А теперь все однообразное, штампованное. Всем это надоело, людям хочется чего-то особенного, потому вещи, сделанные своими руками, ценятся теперь выше. Кроме того, они же экологически чистые и полезные, это не китайская пластмасса.

В 60-80-е годы, когда я работал в «Беломорских узорах», ездил по мастерам, с которыми у нас были заключены договоры на поставку изделий, спрашивал, перенимают ли их опыт дети, внуки. Оказывалось, нет, в те годы интереса у молодежи к народному творчеству не было, мастерам было обидно, что некому передать свои знания. А сейчас интерес к народной культуре у подрастающего поколения большой.

Мне в этом плане тоже повезло, в свое время ремесло – плетение из бересты – освоила моя дочь. Внук научился плетению  из корня, занимался в школе уже у моего ученика. Внучка и правнучка пока интереса не проявляют, а вот правнуком, которому недавно два месяца исполнилось, я займусь вплотную, раз теперь у меня на это есть время. Да и ремеслу буду уделять времени больше, в последние годы административная работа и частые командировки мешали, а сейчас как раз самое время вспомнить годы молодые.

 

Анна СИЛИНА