Все ученики для нее до сих пор как дети

Люди и события

Единственный народный учитель СССР в Архангельске и области Таисия Григорьева считает себя счастливым человеком

 

Таисия Алексеевна говорит, что ни разу в жизни не пожалела о выборе профессии. Ее некоторым ученикам уже за 70, в гости приходят их дети, внуки, и всех учитель считает своей семьей, близким кругом, который поддерживает и согревает.

Недавно мы отметили День учителя – лишний повод вспомнить и навестить своих дорогих педагогов. Конечно же, особых чествований удостоились в этот день заслуженные работники образования. И мало кто знает, что у нас, оказывается, есть единственный в регионе народный учитель СССР. Этого почетного звания преподаватель математики школы поселка Самодед Плесецкого района Таисия Григорьева была удостоена в 1987 году.

Сейчас ей 77 лет, а когда окончила пединститут в 1963 году, было 23 года. Юной хрупкой выпускнице вуза дали учить 11-й класс, где школьники по возрасту лишь на пять-шесть лет отличались от педагога. И как назло, все ребята как на подбор – рослые, крепкие.

– В этом классе был ученик Витя Яшин, ну очень высокий. А что я – 42-й размер одежды, даже многие старшеклассницы выше меня. А Витя – ну ровно в два раза. Так вот, когда он выходил к доске, я отходила к стене на задний ряд. Видимо, интуитивно чувствовала, что потеряю авторитет, если буду стоять рядом и, задрав голову, смотреть на него снизу. Все же это был мой первый класс. Но скажу, что относились ко мне сразу с должным почтением, учителей вообще уважали.

К высокой награде «Народный учитель СССР» шла как по ступенькам. К 1987 году в арсенале уже были такие регалии, как «Отличник народного образования», «Старший учитель», «Заслуженный учитель РСФСР». Раньше не проводилось таких конкурсов, как сейчас, заявку на звания подавало руководство, а оценивали работу по итогам успеваемости и общественной нагрузки классов.

– При этом каких-то особых преференций мне это звание не дало, – рассказывает учитель. – Лишь нагрузки прибавилось. Сказали, мол, раз ты теперь такой известный на всю страну человек, надо больше работать. Членом партии я была и до этого, руководила методическим объединением школы. Так что общественной работы было много.

В те годы учитель был очень уважаемым человеком, а на селе так и вовсе едва ли не первым. Его не только уважали, но боялись огорчить. Более того, родители всегда вставали на сторону школы, поддерживали преподавателей. Вызвать в школу мать или отца – это было очень действенной мерой воспитания.

– Я всегда старалась навещать семьи своих учеников, посмотреть, как они живут, – говорит Таисия Алексеевна. – Хотя мне было и не очень просто ходить – я инвалид с детства, после перенесенного полиомиелита передвигалась с тросточкой. Но надо отдать должное ребятам, они всегда помогали мне, провожали домой после школы. Мы вообще дружно жили. Я не скажу, что была строгим учителем, скорее справедливым, но дети меня любили.

Не могу не задать опытному педагогу вопрос: современные дети удивляются, как раньше школьники обходились без компьютера и Интернета?

– Да очень просто! Были довольно хорошие библиотеки, специализированные журналы, например, у нас по математике и физики были журналы «Математика в школе»,  «Квант», где публиковались и варианты работ для поступления в вузы. В общем, все, что сейчас ищут по Интернету, мы читали в журналах и книгах. При этом подходы к изучению предметов были, на мой взгляд, интереснее.

– А как удавалось заинтересовать учеников в таком, казалось бы, скучном предмете, как математика?

– Да это совершенно не «сухой» предмет, все зависит от того, как к нему подойти. Например, в неделю математики школьники придумывали – как измерить кита, какими способами. Я проводила с ребятами новогодний урок. «А снежинок хоровод проведет вам устный счет» – и девочки в костюмах Снежинок задавали математические вопросы. Кто-то в костюме Сказочника загадает математическую сказку – и ребята все вместе ищут ответ. Вот такие подходы делали учебу захватывающей и интересной. А что касается реформы образования, о которой так много сейчас говорят, так мое личное мнение, что школьники сейчас стали меньше учить. Мы ведь как ребятам раньше говорили? «Учи!». А вот уже ближе к 90-м вместо «я выучил» стало больше применяться «я прочитал». Поэтому то, что было у школьника выучено, он и во взрослой жизни не забудет, не то что к выпускному экзамену.

Так и отработала 30 лет в родной Самодедской средней школе, преподавала математику, черчение, астрономию. Это уже потом, выйдя на заслуженный отдых, переехала в Архангельск, бывшие ученики помогли разместиться в социальном доме на Суфтина как одинокому престарелому человеку. Ведь своей семьей Таисия Алексеевна так и не обзавелась, весь смысл жизни нашла в учениках. И они отвечают взаимностью своей любимой учительнице.

– Молодым педагогам хочу дать напутствие: мы учим ребят, а ребята всегда учат нас – этого забывать нельзя, – говорит Таисия Григорьева. – Учеба – процесс обоюдный, но ни в коем случае не односторонний. Дети ведь все разные, надо их сначала узнать, к каждому нужен свой индивидуальный подход. Вот пока этому не научишься, не узнаешь всех ребят в классе, диалога не получится. Ты учишься у них, а они учатся у тебя.

 

Софья ЦАРЕВА