Лед и шуга ему не страшны

Главная новость, Люди и события

В Архангельске в суровых погодных условиях испытывают ледовый речной трамвай

Суда ледового класса остро необходимы нашему городу в период ледостава и ледохода. Два теплохода производства Зеленодольского завода имени А. М. Горького (Республика Татарстан) уже находятся в областном центре. Начальной точкой ходовых испытаний стал рыбный порт Архангельского тралового флота (Маймаксанский грузовой участок), где пассажирские речные трамваи стояли на причале, ожидая проверки двинским льдом.

 

Подходящее время

Зеленодольское предприятие славилось в советское время небезызвестными северянам маневренными теплоходами на подводных крыльях «Метеор». Вот и новая модель ледового класса даже чисто внешне производит впечатление компактного и маневренного судна, что, впрочем, не мешает разместить в двух салонах (нижнем и верхнем) 176 пассажиров. Длина теплохода составляет 27,4 метра, наибольшая ширина достигает 5,6 метра, габаритная осадка – 1,66 метра. Суммарная мощность двух дизельных двигателей – около 1100 лошадиных сил, судно способно развивать скорость до 25 километров в час.

Испытания проходили в самое подходящее время – минус 15 по Цельсию, лед и ветер. Погода, конечно, сугубо зимняя, но это тот самый «кандидатский максимум», преодолев который суда смогут пополнить парк техники, служащей архангелогородцам, прежде всего жителям островных территорий (Хабарка, Кегостров, Бревенник).

Самое проблематичное время – пока пешеходные переправы окончательно не прихватило морозом. А погода нынче нестабильна и лед, соответственно, тоже: сегодня минус 15, завтра – плюс 2. Поэтому такой транспорт архангелогородцам нужен. Тем более что и уровень комфорта здесь гораздо солиднее, чем в пресловутых буксирах, предназначенных не для пассажирских перевозок, а совсем для других целей. В суровую погоду людям приходится подолгу стоять на палубе, что становится сущим испытанием для организма.

 

Комфорт и безопасность

Двум совершенно одинаковым судам определили два разных маршрута. Журналисты отправились на первом, который стартовал из Маймаксы до причала  речпорта в «сердце» набережной Северной Двины, затем взял курс на Кегостров и вернулся в исходную точку на окраине. За испытаниями наблюдали представители областного министерства транспорта, Северного управления Госморречнадзора, Архангельского речного порта, сотрудники администрации города.

Корпус толщиной «брони» восемь миллиметров уверенно разгонял крупную двинскую ледяную крошку. Новое судно шло довольно быстро, иногда слегка покачиваясь. В пассажирских салонах еще не убрана с кресел полиэтиленовая пленка. При входе в салон установлены телевизионные панели. Есть спасательные жилеты и, разумеется, туалеты.

Замдиректора Зеленодольского завода Кадым Тагиров рассказал, что судно, обладая максимальным запасом топлива в семь тонн, может непрерывно двигаться по курсу минимум 14 часов.

– Наше судно может идти через мелкий и битый лед толщиной в 30 сантиметров и пробивать себе дорогу по неповрежденному льду толщиной до 10 сантиметров, – отметил Кадым Тагиров.

По его словам, речные суда ледового класса – это перспективный проект. Он реализуется заводом-производителем с 2013 года. Но до Архангельска суда испытывались только в чистой воде.

Как пояснил заместитель главы Архангельска по городскому хозяйству Виталий Акишин, теплоходы не являются собственностью города, однако договор лизинга уже заключен. Согласно достигнутым договоренностям, суда будут приобретаться в течение трех лет. В этот период производителю должна быть выплачена сумма порядка 576 миллионов рублей. После чего техника перейдет в собственность города.

– Необходимо обеспечить комфорт и безопасность пассажиров. Решение по приобретению судов ледового класса целесообразно с точки зрения и комфорта граждан, и экономии бюджетных средств муниципалитета. Работа буксира обходится в 1,3 миллиона рублей в сутки, – рассказал Виталий Акишин.

 

Выводы будут позднее

По сути, это уже не первый этап проверки приобретаемой техники. Первый  касался документации, второй – качества приборов, инструментов и материалов. Во время ходовых испытаний оценивалось движение в ледовой обстановке, возможности маневрирования. Директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Петр Чечулин, возглавляющий комиссию по приемке судов, подчеркнул, что ходовые качества проверяются  в разных режимах: с работой одного двигателя, двух двигателей, задним ходом и т. п.

– Пока судно справляется с условиями, в которых работают буксиры. Сейчас оно идет на крейсерской скорости. Впереди – швартовка, посмотрим на его маневренность, – объяснял журналистам Петр Чечулин, стоя на палубе. – Выводы будут сделаны после того, как закончатся ходовые испытания и проведен осмотр в сухом доке. Мы увидим, в каком состоянии находится рулевая и винтовая часть, как ведет себя корпус после ледовых нагрузок. Помимо этого, предстоит подтверждение ледового класса судна со стороны  речного регистра.

Кстати, маневрировать при швартовке на набережной было не так уж просто. Если буксиры, облепленные со всех сторон резиновыми шинами, научились выталкивать лед у причала, то более элегантный и современный речной трамвай сам же нагнал винтами льда себе под бок. Пришлось делать неоднократный заход, чтобы приблизиться к причальному бетону.

Но все равно преимуществ у такого транспорта куда больше, чем недостатков.

– На мой взгляд, судно готово к эксплуатации, поскольку текущая ледовая обстановка является даже более сложной, нежели та, что обозначена в технических характеристиках. Там указано на хождение в мелком колотом льду при толщине частей не более 30 сантиметров, а мы наблюдаем, что лед сплоченный и толщина порой превосходит 30 сантиметров. При этом средняя скорость достигает 10 километров в час. Поэтому можно сделать вывод, что судно приспособлено к этой ледовой обстановке. Двигатели работали нормально, – отметил член приемочной комиссии, эксперт Архангельской торгово-промышленной палаты Александр Гайкин.

Добавим также, что в случае окончательного решения по приемке и приобретению судов могут быть переформированы городские речные маршруты. Также может быть пересмотрен тариф. Его параметры будет рассматривать областное агентство по тарифам и ценам.

 

Кстати

 

Переправа на Хабарку открыта

По результатам работы приемочной комиссии и контрольных промеров льда во вторник введена в эксплуатацию пешеходная ледовая переправа «Соломбала – Хабарка».

В связи с этим на данном направлении закрыто движение буксира. Что в свою очередь дало возможность увеличить количество рейсов буксира на одной из самых востребованных переправ – «Маймаксанский лесной порт – лесозавод № 14», на эти цели направлены высвободившиеся средства резервного фонда. В частности, уменьшен дневной разрыв, появился рейс в 15 часов, а также введен рейс в 22 часа. Кстати, именно на этой переправе на сегодняшний день остается самая сложная ледовая обстановка, сообщает пресс-служба городской администрации.

Кроме того, при сохранении устойчивых минусовых температур в ближайшее время планируется завершить работы по монтажу пешеходной переправы на остров Кего.

 

Вадим РЫКУСОВ,
фото: Иван МАЛЫГИН