На работу на завод идут даже по конкурсу

Люди и события

Все больше молодых специалистов приходит на судоремонтное производство

«Вы из Москвы на работу к себе возьмете?» – вопрос ученика кадетского класса столичной школы имени адмирала Н.Г. Кузнецова, побывавшего на экскурсии на «Красной Кузнице» и впечатленного увиденным, на заводе вспоминают с доброй улыбкой. Современные дети проявляют неподдельный интерес к производству, и это дает надежду на то, что престиж рабочих профессий будет становиться все выше.

Будущее – за рабочей молодежью?

– Экскурсии – это часть профориентационной работы. В минувшем году у нас побывало свыше 700 человек. Приезжали большинство детских лагерей, работавших летом в Архангельске. А пинежские старшеклассники даже проводили у себя конкурс на право в осенние каникулы посетить «Красную Кузницу». У нас побывали  морские кадеты из московской школы, – рассказывает директор Архангельского филиала «СРЗ Красная Кузница» Центра судоремонта «Звездочка» Николай Васьков.

Большая работа ведется с молодыми специалистами. Для их обучения и повышения квалификации разработаны специальные программы. Кроме того, ряд сотрудников по направлению от завода заочно учатся в северодвинском филиале САФУ (Севмашвтузе), в этом году несколько человек также направят на обучение.

А еще «Красная Кузница», похоже, станет родоначальником новой традиции – в марте здесь впервые в Архангельске проведут Бал рабочей молодежи.

– В феврале у нас пройдет конкурс профессионального мастерства по семи основным специальностям: электросварщик, судосборщик, слесарь, токарь, маляр, плотник, электрик. Участвовать будут работники в возрасте до 35 лет, – говорит Николай Васьков. – Первый день конкурса будет посвящен теории, второй – демонстрации практических навыков. Венцом всего этого в марте станет Бал рабочей молодежи, такого еще в принципе не было в Архангельске. Про рабочую молодежь после распада СССР все забыли, надо это исправлять. У нас коллектив около 300 человек, молодежи становится все больше. Что радует, в последние годы люди от нас не уходят. И при приеме новых работников у нас теперь тщательный отбор, например, на инженерные должности – только по конкурсу.

Судоремонт: бывает тяжело, но всегда интересно

Слесарь-судоремонтник третьего разряда Эдуард Мелехин – соломбалец. В 2008 году окончил техникум водных магистралей имени Н. Г. Орешкова, после чего поработал мотористом на нескольких судах: «Гродно», «Механик Бондарь», «Николай Стрелков», «Луза». На «Красную Кузницу» пришел в марте 2011-го. Отмечает, что здесь очень хороший коллектив и работа хоть и тяжелая, но интересная.

– Ремонтируем двигатели, изготавливаем для них детали – для этого есть токарный и сверлильный станки, проверяем коленвалы, – рассказывает Эдуард. – Чаще всего ходим на суда и работаем там. Двигатели снимают и привозят в цех, только если судно встало на капитальный ремонт.

Корабли приходят отовсюду, недавно, например, Эдуарду довелось работать на судне, пришедшем из Владивостока.

Сейчас Эдуард Мелехин готовится к конкурсу профмастерства.

– Навыков много, разряд уже повышал. Буду стремиться к победе, – говорит он.594-31

Электромонтажник Илья Климцев тоже будет участвовать в состязаниях по профессиональному мастерству.

– Сейчас теорию повторяю, а ближе к конкурсу буду на практике тренироваться, чтобы достойно выступить. Для меня это волнительно, впервые предстоит работать у всех на глазах. Раньше только в спортивных конкурсах участвовал, – делится Илья.

Илья – выпускник Архангельского морского рыбопромышленного техникума, что на Фактории, по специальности – судовой электромеханик. О том, что судьба будет связана с судоремонтом, никогда не думал. В детстве мечтал стать футболистом, впрочем, как любой мальчишка, всегда засматривался на корабли.

– На третьем курсе пришел сюда на практику, а когда учеба закончилась – устроился на постоянную работу. Судовой ремонт заинтересовал, – говорит Илья Климцев. – Самым сложным на первых порах было делать большие генераторы для судов.

От чертежа к воплощению в «железе»

На завод идут не только молодые люди, но и девушки. Инженер-конструктор Мария Козлова на «Красной Кузнице» с 2008 года. Пришла сюда после учебы в АГТУ по специальности «системы автоматизированного проектирования» и работы в маленькой частной компании. Привлекло прежде всего наличие настоящего производства.

– Работа интересна тем, что сегодня ты делаешь чертеж, а буквально завтра твои разработки уже появляются наяву, в «железе», их можно увидеть, – говорит Мария.

Любовь к профессии подтолкнула Марию Козлову получить еще одно образование. Она заочно учится в филиале САФУ в Северодвинске по специальности «кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».

594-30– Учиться интересно. Сейчас начинаются более предметные специальности – теория корабля и тому подобное. Будем по минимуму информации рассчитывать различные параметры судов, разрабатывать чертежи, – делится Мария.

В 2013-м Мария Козлова стала победительницей городского конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина и профессия». В том же году она возглавила совет молодых специалистов.

– В своей работе совет молодых специалистов делает большой уклон на спорт: участвуем в соревнованиях, у нас есть свои команды – теннисисты, футболисты, волейболисты, легкая атлетика, занимаем достаточно хорошие места, – рассказывает Мария. – Для завода сделали велостоянку, поддерживаем сайт.

«Красная Кузница» – завод судоремонтный, но за последние годы здесь построили несколько судов «с нуля». Когда «новорожденных» спускают на воду, не забывают о традиции – разбивают о борт бутылку шампанского. Так вот, на «Красной Кузнице» тот, кому эта миссия выпадает, становится «крестным» этого судна. В 2009 году начинающему инженеру-конструктору доверили «проводить» в первый рейс грузовое судно «Пирамида», построенное по заказу треста «Арктикуголь» для работы на Шпицбергене.

– Я «крестная мама» дважды, было еще лоцмейстерское судно «Вавчуга», – улыбается Мария Козлова. – Его можно часто увидеть на Северной Двине. Даже если ты какой-то маленький вклад внес в создание судна, это так здорово: гуляешь в нерабочее время по набережной и видишь его, ощущаешь свою причастность к большому и важному делу.

Наталья СЕНЧУКОВА, фото: Кирилл ИОДАС