Порой горожанам нужно, чтобы их просто выслушали

Люди и события

Единая дежурно-диспетчерская служба 420-112 – на страже безопасности города

ДТП, пожар, авария на теплосетях или сетях водоснабжения – единая дежурно-диспетчерская служба на связи все 24 часа в сутки. С октября она объединена с городской службой 004. О любых ЧП горожане теперь могут сообщать по телефону 420-112.

Вообще, единая дежурно-диспетчерская служба в нашем городе была создана еще в 2010 году, все это время она работала на базе Городского центра гражданской защиты и принимала звонки от населения в случае чрезвычайных ситуаций. С первого октября единую  дежурно-диспетчерскую службу объединили с оперативно-информационным отделом департамента городского хозяйства – службой 004. Теперь по телефону 420-112 нужно звонить в случае неполадок системы ЖКХ, аварий, пожаров и вообще любых происшествий в городе.

– Пока у нас лишь один городской номер, он не многоканальный, но в ближайшее время появится еще три телефона, – рассказал начальник Городского центра гражданской защиты Виктор
Лузьянов. – Кроме того, скоро в единую дежурно-диспетчерскую службу можно будет дозвониться с мобильного телефона по номеру 112 – это единый номер для вызова всех экстренных оперативных служб.  В настоящее же время звонки с мобильных поступают в диспетчерскую областной службы спасения, и уже оттуда вся информация о ЧП попадает к нам.

Задача ЕДДС – сбор и обработка информации о ЧП и авариях, анализ и оценка ее достоверности и доведение информации до экстренных оперативных служб и организаций, в компетенцию которых входит устранение чрезвычайных ситуаций. Единая дежурно-диспетчерская служба координирует работу всех экстренных оперативных служб города: МЧС, полиции, пожарных, скорой помощи, аварийных бригад «Водоканала», «Горсвета» и так далее.

Сейчас звонки в ЕДДС поступают самые разные, часто они касаются проблем, решение которых не в компетенции службы, например, когда горожанам необходима справочная информация или неполадка произошла в отдельно взятой квартире.

– Конечно, мы оказываем помощь населению и по таким звонкам, подсказываем, в какие органы администрации города необходимо обратиться, чтобы решить вопрос, перенаправляем  в департамент городского хозяйства, департамент транспорта, жилищную инспекцию, – объяснил Виктор Лузьянов. – Консультации даем по любым вопросам, например, часто нам звонят узнать, в какое время будут разведены мосты. Кроме того, всю информацию мы вносим в сводки и доводим до департамента городского хозяйства.

Штат объединенной службы увеличен в два раза, до 14 человек, режим работы – круглосуточный. Кадрами ЕДДС почти укомплектована, специалисты проходят подготовку, обучение и стажировку. Предпочтение отдается военным, пожарным, сотрудникам полиции, в общем, тем, кто работал в экстренных оперативных службах. Мужчина или женщина – неважно.

Диспетчерская располагается в Городском центре гражданской защиты,  небольшое помещение заполнено всевозможными средствами связи: это ядро, мозговой центр ЕДДС, куда стекается вся информация об обстановке в городе. Информацию дежурные принимают от населения и от всех диспетчерских служб города в основном по телефону. Кроме того, в помощь ЕДДС – система «Безопасный город», по Архангельску установлено порядка 130 видеокамер. Также есть радиосвязь с пожарными частями и службой спасения, факсимильная связь и даже телетайп – на самый крайний случай. Все это необходимо, чтобы иметь комплексное представление о ситуации в городе.

– У нас есть система оповещения «Градиент», с помощью которой мы можем информировать  о ЧП и авариях руководящий состав администрации города и начальников крупных предприятий, – рассказал Валерий Яковлев, оперативный дежурный ЕДДС. – Также есть система  оповещения населения КСЭОН – это сирены. Наши динамики расположены на школах, культурных центрах. Тренировки проводим регулярно, например, весной, когда есть угроза подтопления.

В настоящее время звонки от населения в ЕДДС поступают в основном по теплоснабжению – горожане жалуются, что в квартирах холодно.  Татьяна Дуплихина, исполняющая обязанности начальника ЕДДС, раньше работала в оперативно-информационном отделе департамента городского хозяйства. Она рассказала, что в службу 004 поступало порой до тысячи звонков в сутки. ЕДДС – почти служба доверия, ведь люди звонят часто в отчаянии, они настроены агрессивно, но к каждому нужно найти подход и помочь разобраться в проблеме.

–  Как правило, людям нужно, чтоб их проблема решилась моментально, но такого не бывает, – рассказала Татьяна. – Однажды был звонок глубокой ночью, обратился к нам молодой человек, у которого отключилось электричество, а он в это время сидел за компьютером и делал какие-то ставки в Интернете. В общем, кричал он громко и нецензурно, просил сделать ставки за него, угрожал, что все разгромит. Порой горожане обращаются к нам в нетрезвом состоянии – в основном в ночное время.

– Часто звонят одинокие пожилые люди, помочь которым некому, поэтому мы часто сами дозваниваемся до тех же управляющих компаний, чтобы разобраться с проблемой, – рассказала оперативный дежурный ЕДДС Татьяна Слободенюк. – Часто в скорую приходится дозваниваться и пристраивать пожилых людей в больницы, например, если это инвалиды, которые выйти никуда из квартиры самостоятельно не могут, а дома у них из-за аварии на теплосетях очень холодно.

Не только агрессию, но и слова признательности часто в свой адрес слышат сотрудники ЕДДС, ведь порой людям, которые звонят с проблемой, нужно просто выговориться: они благодарят диспетчеров за то, что их выслушали. Иногда горожане перезванивают и благодарят после того, как аварию или ЧП удалось устранить.

 

На заметку

Напомним, что существующая система ЕДДС не отменяет телефоны экстренных служб – 01, 02, 03, 04 и мобильные 101, 102, 103, 104 и 112.

 

Анна СИЛИНА,
фото: Кирилл ИОДАС