Утро начинается со свежих новостей

Люди и события

«Роспечати» в Архангельске – 25 лет

В масштабах страны «Роспечать» имеет почти вековую историю – практически сто лет назад было учреждено агентство по распространению и экспедированию всех выходящих в советской России печатных изданий «Центропечать». Лишь 25 лет назад предприятие в нашем городе стало самостоятельным: Архангельское городское отделение «Роспечать» было реорганизовано в муниципальное учреждение.

Четверть века – срок немалый, за это время старые деревянные киоски сменили современные, по всему городу появились магазины самообслуживания. «Роспечать» переживала взлеты и падения: менялась экономическая ситуация в стране, менялось и положение предприятия. Но даже в самые трудные годы оно не забывало о своей социальной ответственности перед работниками: в тяжелые 90-е, когда повсеместно задерживали зарплату, сотрудники «Роспечати» деньги получали хоть небольшие, но регулярно. Именно в те годы начал формироваться большой и сплоченный коллектив. Сейчас на предприятии трудятся порядка 180 сотрудников. среди работников «Роспечати» немало тех, кто посвятил ей десятки лет.

– Любая компания – это прежде всего люди, без них невозможно развитие предприятия, поэтому мы очень гордимся нашими работниками, без их труда, энтузиазма и любви к профессии «Роспечати» в Архангельске не существовало бы, – поделилась Валентина Малахова, директор МУП «Роспечать». – Без преувеличения можно сказать, что мы не просто дружная команда, а семья единомышленников, именно поэтому нам удается преодолевать трудности и достигать успехов.

Кто может рассказать о предприятии лучше людей, посвятивших работе годы своей жизни? Наталья Хвиюзова, главный бухгалтер, работает здесь уже более 15 лет.

– Коллектив бухгалтерии – восемь человек, все они трудятся с удовольствием и энтузиазмом, – рассказала она. – Вместе с отделом кадров, отделом закупок и базой предприятия мы обучаем новых сотрудников. Обучение помогает им быстрее адаптироваться на новом месте. Мы с большим уважением относимся к киоскерам и их труду.

Бригадир сортировочной базы Любовь Пантелеевна Вильданова – самый опытный сотрудник предприятия, трудится на нем вот уже 38 лет! Сначала была рядовым киоскером, затем экспедитором, сортировщиком, теперь – бригадир сортировочной базы. Вообще, на этом участке работа кипит постоянно: газеты и журналы доставляются сюда днем и ночью. На сортировочной базе трудятся 11 человек.

– Мы принимаем газеты, журналы, сортируем по мешкам, на которых написан номер киоска, – рассказала она. – В каждый киоск необходимо отправить товар, пользующийся спросом, поэтому важно быть предельно внимательным. В понедельник и в пятницу днем мы отправляем заполненные мешки, надо успеть рассортировать периодику до 12 часов дня – в основном это федеральные издания, что привозят к нам из Москвы. Ночью принимаем и сортируем местные – городские и областные издания. Первая машина забирает рассортированную печатную продукцию уже в четыре утра, следующие две – в шесть часов. Раньше мы работали по ночам в течение всей недели, теперь же только два дня, так как тиражи многих изданий сократились.

Ночные смены для Любови Пантелеевны не проблема. Она «сова», поэтому с легкостью может работать всю ночь напролет. Да и вообще работу свою любит, особенно ценит коллектив.

Основная масса сотрудников «Роспечати» – это, конечно же, киоскеры, в большинстве своем пенсионеры. Для пожилых людей это самая подходящая работа с удобным сменным графиком.

Небольшие киоски и павильоны разбросаны по всему городу. Светлана Суетина работает киоскером почти 17 лет, 8 из них – в магазине самообслуживания. Светлана – совершенно нетипичный киоскер, она молодая и активная женщина. В «Роспечать» попала совершенно случайно по совету знакомой. Думала, временно, но так втянулась, что осталась на 17 лет.

– Начинала в киоске № 1, что на площади Ленина, потом меня перевели в киоск № 36 на перекрестке проспекта Ломоносова и улицы Гагарина, – рассказала она. – Когда открылся магазин самообслуживания в торговом центре «Полюс», меня пригласили туда. Поначалу не хотела менять место работы: коллектив слаженный и сработанный, покупатели все знакомы. Но когда перешла в магазин самообслуживания и втянулась, поняла, что на новом месте мне нравится даже больше. Люблю работать с прессой: почитать на рабочем месте не удается, но просмотреть и ознакомиться с изданиями нужно, необходимо знать ассортимент, чтобы помочь покупателям определиться с выбором. Часто спрашивают, например, где можно найти информацию о приливах и отливах, телепрограмму, лунный календарь.

Кроме того, для Светланы очень важно общение с покупателями: большинство из них посещает магазин на протяжении многих лет. Она человек контактный, поэтому практически с каждым клиентом находит общий язык. Хотя случаются и не очень приятные встречи.

– Если попался неадекватный, грубый клиент, если он провоцирует тебя – улыбайся и молчи, кивай головой – вот и весь секрет, – объясняет она. – Выдержать, не сорваться, не ответить грубостью на грубость – этот опыт нарабатывается с практикой. Хотя основная масса покупателей, конечно, очень контактные, общительные, особенно те, кто живет в нашем районе.

К слову, о «контактности» киоскеров.  Людмила Васильевна Попова находить общий язык со своими клиентами тоже умеет. Она в «Роспечати» работает уже около 20 лет, последние годы – в киоске у магазина «Волна». Вообще, образование у нее экономическое, но многие думают, что по роду деятельности она психолог или педагог.

– Как вышла на пенсию, не смогла усидеть дома и пошла работать, хотя есть дети, внуки, дача, огород, – поделилась Людмила Васильевна. – Я человек общительный, люблю людей, и они это чувствуют. Продавец должен привлечь покупателя, для этого надо чувствовать человека, понимать, что ему нужно.

Наталья Михайловна Попова, пожалуй, не просто одна из самых опытных сотрудниц (в «Роспечати» уже 12 лет), но и одна из самых ответственных: на работу приходит намного раньше положенного времени. Экспедиторы оставляют газеты и журналы в специальных «бункерах» для того, чтобы рано утром, придя на работу, киоскер мог предложить их покупателям. Наталье Михайловне же вручают товар лично в руки: на трудовом посту она с самого утра.

– Рабочий день у нас с семи утра, но я прихожу пораньше: надо снег расчистить около киоска, газеты разобрать, сверить с накладной, разложить – дел много, – поделилась она. – Кроме того, у нас спальный район, поэтому самый большой наплыв покупателей утром и вечером: в это время надо успеть продать свежую прессу. Постоянные покупатели по пути на работу заглядывают в киоск, где я их встречаю с улыбкой и новыми выпусками любимых изданий.

 

Анна СИЛИНА,
фото: Кирилл ИОДАС