Городскую казну нацеливают на бездефицитность

Политика и экономика

Предполагается, что в грядущем году дефицит бюджета составит всего три процента

Состоялась очередная сессия Архангельской городской Думы. Наиболее фундаментальные вопросы были вынесены в зачин, когда депутаты и сотрудники городской администрации, держащие слово с трибуны, еще полны энергии. Статьи расходов и доходов городского бюджета традиционно вызывают много вопросов у народных избранников.

Вопрос «О  городском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» накануне разбирался на публичных слушаниях, в которых приняли участие как представители городской власти, так и общественности. На этом мероприятии заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил
Шапошников отметил, что городской бюджет останется социальным: почти 70 процентов средств будет направляться на образование, культуру и спорт.

 

Оптимизм или «проедание»?

Если общественники не высказывали претензий к социальной ориентированности главного муниципального финансового документа, то отдельные депутаты решили покритиковать. Ростислав Васильев назвал его «бюджетом проедания». Конечно, классический спор экономистов о том, что предпочтительней –  «социальный бюджет» (ориентированный на людей) или «бюджет развития» (инвестиции в инфраструктуру, промышленность и науку), не утихает, но услышать о «проедании» от либерал-демократа было неожиданно.

Директор департамента финансов Мария Новоселова напомнила, что доходная часть бюджета города в 2018 году составит 8,208 миллиарда рублей, расходная –  8,341 миллиарда рублей. Дефицит составит 133 миллиона, или три процента собственных доходов. Город планировал выйти на бездефицитный бюджет. Пока это сделать в силу объективных причин не удалось, но администрация не отказывается от плана.

Пополнять доходную часть в ближайшие три года планируется прежде всего за счет налогов (главным образом на доходы физлиц), оказания платных услуг учреждений и финансовой поддержки области. С некоторых пор для любого муниципального образования  исполнение майских указов и индексация заработной платы бюджетников стали доминантой финансовой работы, но в нашем случае и городское хозяйство не осталась в тени социальных расходов.

– Мы смогли сохранить обеспечение функционирования городских инфраструктур. В итоге расходы на городское хозяйство увеличены на 117 миллионов рублей по сравнению с первоначальными цифрами. Так, например, не пострадал размер дорожного фонда на 2018 год, планируемый в сумме 627 миллионов рублей, из них 491 миллион – это собственные средства города,  136 миллионов – средства областного бюджета, – отметила Мария Новоселова.

Депутаты интересовались структурой муниципального долга. Мария Новоселова пояснила, что весь муниципальный долг состоит из кредитов коммерческих банков. Глава финансового департамента также подчеркнула, что ведется работа по снижению кредитных ставок: в течение года город неоднократно перекредитовывался и сейчас ставка составляет ниже 9 процентов.

Инвестиционная составляющая будущего бюджета включает 14 крупных объектов, в том числе строительство транспортной развязки в районе пересечения Смольного Буяна и Обводного канала, строительство причала на Хабарке, детского сада в Турдеево, детского комбината и школы в Майской Горке, приобретение новых судов для речных перевозок и другое.

Председатель комиссии по финансам и бюджету Сергей Малиновский высказался за увеличение расходов по городскому хозяйству. Кто в нем больше говорил в этот момент – депутат или дорожник – вопрос риторический, но то, что хозяйству нужно мощное финансирование, ни у кого сомнений, конечно, не вызывало. В то же время глава комиссии подчеркнул отрадный факт:

– Администрация нашла возможность снизить дефицит с десяти процентов до трех. Я считаю, что это серьезное достижение. В последний раз это удавалось восемь лет назад, – напомнил Сергей Малиновский.

Оптимистичные прогнозные цифры озвучил директор городского департамента экономического развития Сергей Засолоцкий. По его данным, размер фонда оплаты труда по Архангельску в 2017 году увеличился на 4,05 процента по сравнению с 2016 годом и составил 58,65 миллиарда рублей. Планируется, что в 2018 году он вырастет на 5,9 процента, в 2019-м – на 3,43, в 2020-м – на 3,47 процента. А в отчетном 2017 году среднемесячная заработная плата должна составить
37 772,5 рубля.

Не менее оптимистична, согласно данным департамента, динамика развития малого бизнеса в Архангельске. В текущем году количество зарегистрированных предпринимателей выросло на 16 процентов к уровню 2016 года. И эта динамика, по мнению Сергея Засолоцкого, будет сохраняться.

Выслушав все аргументы администрации, контрольно-счетной палаты, депутаты приняли (в первом чтении) бюджет на 2018 год и на плановый период двух последующих лет. А депутат-коммунист Александр Гревцов сказал свою коронную фразу: «Городской бюджет является калькой областного и федерального бюджетов».

 

Миллионы ко двору

Одной из изюминок минувшей сессии стало участие в ней депутата Госдумы РФ Дмитрия Юркова. Он неожиданно назвал принятый бюджет инвестиционным. Аргументом к такой формулировке послужило то, что, вкладывая деньги в социалку, муниципалитет вкладывает деньги в человеческий капитал. «И только благодаря человеческому капиталу могут развиваться территории», – подчеркнул Дмитрий Юрков.

Он анонсировал, что Архангельская область получит в 2018 году 242 миллиона рублей по проекту «Единой России» «Городская среда». Депутат ГД также рассказал, что вместе с областными органами власти он подготовил поправки в федеральное законодательство, в частности, в Налоговый кодекс, закон об аудиторской деятельности. Речь также шла о совершенствовании законов, касающихся сложных вопросов автомобильной парковки на газонах и деятельности так называемых «наливаек». Законодательные инициативы коллектива депутатов-соавторов направлены на передачу муниципалитетам полномочий по определению мест продажи алкоголя. Более того, Дмитрий Юрков рассказал об инициативе Госдумы по регулированию некоторых налоговых ставок (например, единого сельхозналога) на уровне регионов и муниципалитетов.

 

Страсти по «АПАПу»

Как и ожидалось, серьезную полемику вызвал вопрос о судьбе МУП «АПАП-3» – городского автопредприятия, занятого перевозками детей в школы окраин Архангельска. О полярных мнениях по поводу МУПа, прозвучавших на депутатских слушаниях, мы рассказывали в прошлом номере. Но и на сессии народные избранники не остановились с выяснениями нюансов: давать или не давать миллионы на погашение кредиторской задолженности предприятия – дело серьезное.

Задолженность, как рассказал директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Петр Чечулин, копилась года три. Директор
«АПАП-3» Алексей Некрасов заметил, что долг начал образовываться после того, как предприятию была передана база, которую пришлось ремонтировать и оборудовать, на что потребовалось более 4 миллионов. Предприятие намерено экономить, переведя автобусы на «альтернативный вид топлива».

Негодование некоторых депутатов можно описать примерно так: «Хватит заливать пожар банкротства городскими деньгами». И все же звучали разумные аргументы, которые нельзя было не учесть. Замглавы по городскому хозяйству Виталий Акишин, например, сказал, что «АПАП-3» – это ориентир по стоимости перевозки детей для коммерческих предприятий. Убрав МУП, город снимет ограничение перед операторами перевозок и увеличит траты из бюджета.

Полемика длилась долго, но разрешилась в пользу «АПАПа». «Столько спорили и единогласно проголосовали», – заключила председатель гордумы Валентина Сырова, увидев итоги процедуры.

Далее вопросы повестки решались в галопирующем темпе. Депутаты согласовали изменения в генплан города и правила землепользования (что означало приведение документов к федеральному стандарту), утвердили прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2018 год и т. д. А затем наступил час администрации, где суеты быть не могло.

 

Каждая запятая имеет последствия

Депутатов волновали проблемы городского хозяйства и образования. Интересовались, например, финансово-хозяйственной деятельностью МУП «Горсвет». И было похоже, что интерес этот возник из-за трудовых споров на предприятии: на депутатских комиссиях побывало и руководство МУПа, и профсоюза. А на сессии замглавы города Виталий Акишин констатировал, что рост выручки при снижении расходов свидетельствует об эффективности предприятия.

Директор «Горсвета» Андрей Супалов отметил, что МУП повышает не только финансовые показатели, но и объем выполняемых работ. Аудиторская проверка прошла в первом квартале 2017 года и показала существенные изменения в финансово-хозяйственной деятельности. Следующий аудит состоится в первом квартале грядущего года.

Не меньше депутатов интересовал «Водоканал». Игорь Годзиш и Виталий Акишин подробно разъяснили, почему создание концессии затягивается. Переговоры с потенциальным инвестором – компанией  «РВК-Центр» – идут своим чередом. Загвоздка – в условиях инвестора, который, согласно предложенному им плану, при досрочном расторжении концессии потребует от города вернуть вложенные в этот период инвестиции и задолженность МУПа, которая не была выплачена к  этому моменту времени. И это для города неприемлемо.

– Отсюда такая длительность в переговорах. Это очень тяжелый процесс. Если бы мы говорили об инвестициях на уровне десятков миллионов рублей, мы бы давно подписали документ. Но, когда мы говорим о миллиардах, расположение каждой запятой имеет серьезные последствия, – пояснил Игорь Годзиш.

 

Вадим РЫКУСОВ,
фото: Иван МАЛЫГИН