9 из 30: сенаторы поддержали архангельских парламентариев

Политика и экономика

Вице-спикер областного Собрания Надежда Виноградова уверена, что, заручившись такой поддержкой, регион может рассчитывать на дополнительную помощь из федерального бюджета

С 1 июля в России в соответствии с постановлением правительства увеличится минимальный размер оплаты труда. Повышение незначительное – всего 5 процентов. Однако даже оно вызывает напряженность: региональное министерство финансов ищет дополнительные деньги в бюджете, руководители предприятий и учреждений думают над тем, как увеличить зарплату и не разориться, а простые труженики продолжают задаваться вопросом: почему зачастую в МРОТ включают «северные» надбавки, положенные тем, кто работает в районах Крайнего Севера?..

Размотать клубок хитросплетений трудового и бюджетного законодательства нам помогла вице-спикер областного Собрания депутатов Надежда Виноградова.

– Надежда Ивановна, рост минимального размера оплаты труда, даже такой незначительный, как в этом году, регулярно сопровождается спорами вокруг «северных» надбавок. Законодатели, работодатели и работники спорят – законно ли включать их в МРОТ или же правильнее начислять их поверх этой суммы. Спор длится уже не первый год, не пора ли поставить в нем точку?

– Споры о том, следует ли включать в минимальный размер оплаты труда «северные» надбавки или выплачивать их поверх МРОТа, продолжаются до сих пор и часто – в судебном порядке. И судебная практика, к сожалению, далеко не всегда оказывается на стороне работников.

Верховный суд, например, считает, что работодатели вправе снижать оклады для того, чтобы «северные» надбавки или премии тоже попадали в МРОТ. Работники же, напротив, не согласны с такой позицией и продолжают судиться с работодателями, которые идут на такие шаги. Конечно, это несправедливо. Но, к сожалению, именно так в большинстве случаев и происходит. Более того, работодатели частенько переводят сотрудников на полставки, вводят сокращенный рабочий день, выводят часть работников за штат, на аутсорсинг для того, чтобы, номинально повышая зарплату, не превысить установленный фонд оплаты труда.

Конечно, на такие хитрости они идут не от хорошей жизни – с деньгами везде туго. Вот только люди в результате остаются в чистом проигрыше. Еще более обидно становится за тех, кто работает у нас, на Севере. Ведь мы трудимся в особых климатических условиях, которые сказываются на нашем здоровье, продолжительности жизни, расходах семейного бюджета, в конце концов. «Северные» надбавки и районный коэффициент как раз и придуманы для того, чтобы компенсировать нам влияние этих факторов. Но вся проблема в том, что в Трудовом кодексе на тему их начисления есть разночтения.

Для того чтобы поставить точку в этом споре, необходимо, во-первых, устранить противоречия в Трудовом кодексе, в котором сегодня вообще отсутствует понятие минимального размера оплаты труда.  Во-вторых, нужно согласовать интересы работников и возможности бюджета – предусмотреть в нем достаточный объем средств для повышения.

– Но на это понадобятся деньги, а областной бюджет тем временем и так переживает достаточно непростые времена…

– Да, времена мы переживаем непростые – даже на то, чтобы с 1 июля повысить МРОТ до 7800 рублей нам понадобится дополнительно изыскать 136,1 миллиона рублей. А если принять во внимание, что в ближайшей перспективе минимальный размер оплаты труда по поручению президента сравняется с прожиточным минимумом, который в Архангельской области составляет 12377 рублей, то денег понадобится еще больше. Но от роста расходов на зарплату мы ожидаем и положительного эффекта. Ведь возросшие доходы населения будут стимулировать рост его платежеспособности, спроса, и, соответственно, рост экономики.

– Вы умолчали о главном – о том, где взять на все это деньги…

– Если мы говорим о работниках предприятий и учреждений бюджетной сферы, то и деньги, разумеется, нужно искать в казне. Однако только лишь для областного бюджета это очень серьезная нагрузка. Ведь расходы на зарплату, а в нашем случае еще и с учетом региональных коэффициентов, – не единственная нагрузка на бюджет, связанная с особыми климатическими условиями, в которых находится наш регион.

Не стоит забывать и о дорогих энергоносителях. Экономически обоснованная стоимость газа, например, у нас в среднем на 60% выше, чем в других регионах России. А есть муниципалитеты, где энергоносители дороже не на проценты, а в разы. Как следствие, областной бюджет должен предусматривать и профинансировать энергетикам «дельту Т» – разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, устанавливаемым для населения и предприятий. Цена этой «дельты» – сотни миллионов.

Но самое печальное то, что эти траты, как и в случае с «северными» надбавками, никак не учитываются в межбюджетных отношениях северных регионов и Федерации. Более того, из-за «северных» надбавок, «дельты Т» и многих других факторов бюджетные расходы на одного жителя в Архангельской области в половину выше, чем в среднем по стране. И, с точки зрения федерального Минфина, это говорит о том, что мы живем слишком хорошо.

– А это не так?

– Конечно, нет. «Дельты», надбавки, социальные выплаты областной бюджет сегодня объективно не может себе позволить. Во многом опять же из-за позиции федерального правительства. Например, в этом году мы лишились существенной доли налоговых поступлений от предприятий нефтегазового сектора, работающих в НАО, из-за того, что Москва перераспределила эти доходы в пользу федерального бюджета. Нам же предложено компенсировать их неналоговыми поступлениями из федеральной казны, которые оказались существенно скромнее налоговых доходов, которых мы лишились.

Однако это лишь частный пример, который иллюстрирует общий подход федерального Минфина к регионам: там исходят из усредненных показателей, не принимая во внимание специфику таких областей, как наша. В Москве просто закрывают глаза на то, что нам необходимо субсидировать энергетику, транспорт, социальную сферу гораздо интенсивнее, чем в средней полосе страны. Это вкупе с растущими расходами на повышение оплаты труда в соответствии с майскими указами президента и приводит к той ситуации, в которой сегодня находится бюджет Архангельской области. Нам же, проще говоря, нужна поправка на климат.

– Но ведь зарплаты платятся, дотации энергетикам перечисляются, значит, деньги все-же есть?

– Сегодня, для того чтобы сбалансировать расходы и доходы областной казны, нам приходится брать кредиты. Причем если несколько последних лет мы старались замещать дорогие коммерческие кредиты дешевыми бюджетными, то сегодня мы вынуждены вновь возвращаться к коммерческим займам.

– Почему так происходит?

– В прошлом году Архангельская область нарушила условия предоставления бюджетных кредитов, превысив соотношение коммерческих кредитов к уровню собственных доходов в 80%. Произошло это из-за сокращения последних. По этой причине в текущем году нам придется досрочно вернуть в федеральный бюджет 12,3 миллиарда рублей. Естественно, без этих средств расходную часть бюджета мы не исполним и, значит, должны привлечь на эту же сумму кредиты коммерческие. Конечно, с точки зрения эффективности это не лучший выход – на обслуживание новых долгов область потратит полмиллиарда рублей, но пока это, похоже, единственная возможность сбалансировать бюджет.

– А для того, чтобы Архангельская область вновь получила возможность привлекать бюджетные кредиты, необходимо менять законодательство?

– Это один из возможных путей – смягчить условия предоставления бюджетных кредитов на федеральном уровне. Такое поручение, кстати, после обращений ряда регионов, в том числе и нашего, в правительство уже получил федеральный Минфин.

Помимо этого, мы выступили с инициативой о внесении изменений в федеральные нормативные акты, в соответствии с которыми регионы, которые не выдержали условия предоставления бюджетных кредитов, могли бы рассчитывать на их рефинансирование. Ведь если бы мы замещали досрочно возвращенные бюджетные кредиты новыми бюджетными заимствованиями, то мы бы получили огромную экономию средств, предусмотренных на обслуживание государственного долга. В нашем случае, повторюсь, речь идет о полумиллиарде рублей.

– В последнее время Архангельск занял особое место в федеральной повестке. Состоялись Международный арктический форум, неделя Архангельской области в Совете Федерации, наша делегация принимала участие в Петербургском экономическом форуме. Эти мероприятия как-то помогают региону в лоббировании этих инициатив?

– Отправляясь в Совет Федерации, мы, конечно, чудес не ждали. Но даже то, что в итоговую резолюцию мероприятия попали девять из тридцати наших предложений, вселяет определенный оптимизм.

Более того, одновременно с Петербургским экономическим форумом в Северной столице работала Парламентская ассоциация Северо-Запада. В ходе ее работы мы тоже представили свои предложения – и в части совершенствования Трудового кодекса относительно регулирования начисления «северных» надбавок свыше минимального размера оплаты труда, и в части разработки механизма рефинансирования бюджетных кредитов для регионов, которые не выдержали условия кредитования. Обе наши инициативы встретили однозначную поддержку у коллег из других областей, ведь среди них тоже немало тех, кто оказался в схожих с нами условиях.

– А каковы перспективы принятия этих изменений в федеральное законодательство?

– Они будут зависеть от многих факторов. Во-первых, от того, насколько широкую поддержку эти инициативы получат у регионов, расположенных в районах Крайнего Севера. Если она будет достаточно велика, депутатам Госдумы, которые в парламенте представляют интересы этих территорий, будет значительно проще лоббировать их реализацию. Во-вторых, многое зависит от позиции федерального правительства. Ведь принятие этих изменений в перспективе повлечет за собой дополнительные расходы из бюджета, пусть и преимущественно в виде возвратных кредитов. И в-третьих, конечно же, многое зависит от нас самих. На ближайшей сессии областного Собрания мы намерены выступить с законодательными инициативами, касающимися механизмов дополнительного финансирования начисления «северных» надбавок и расширения возможностей по рефинансированию бюджетных кредитов. И я надеюсь, что мои коллеги по депутатскому корпусу поддержат эти предложения.

 

Олег КУЗНЕЦОВ