Здоровье родом из детства

Спорт

В Архангельске состоялась научно-практическая конференция по здоровому образу жизни

Фундамент здоровья закладывается в детстве – об этом говорили все эксперты, собравшиеся на II межрегиональную научно-практическую конференцию «Здоровый образ жизни – выбор современного человека». Именно поэтому главной темой диалога медиков стало подрастающее поколение.

 

Движение – это жизнь

Доклад о здоровье детей в современных условиях представила ведущий консультант отдела медицинской помощи детям и службы родовспоможения регионального Минздрава Ирина Пастбина. Она сделала упор на здоровье малышей в первые годы жизни.

– В 2016 году наша область достигла показателя исторического минимума младенческой смертности. Но, несмотря на активную пропаганду грудного вскармливания, каждый седьмой ребенок в Архангельской области неоправданно рано переводится на искусственное вскармливание в первые три месяца жизни, более 40 процентов детей получают искусственные смеси с рождения. Во многом за здоровье детей должна отвечать семья, – отметила Ирина Пастбина.

Питание, режим и физическая активность лежат в основе здорового развития ребенка.

Профессор кафедры гигиены и медицинской экологии СГМУ Галина Дегтева говорила о питании детей и подростков. В частности, она отметила положительную динамику в плане охвата школьников горячими обедами. В Архангельской области среди учеников первых-четвертых классов он составляет 94 процента, пятых–одиннадцатых классов – 80 процентов. Тем не менее основными нарушениями в питании подрастающего поколения являются несоблюдение режима, а также оптимального соотношения между ингредиентами пищи. Это значит, что нужно совершенствовать систему школьного питания: предлагать более полезные блюда, разработать разные варианты меню – диетическое для детей с отклонениями в здоровье (к примеру, страдающих сахарным диабетом) и усиленное для учащихся спортивных классов.

Как сделать, чтобы физкультура приносила пользу, а не вред – этой теме было посвящено выступление заместителя главного врача Архангельского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Юлии Алексиной. Здесь важна роль педиатров. Так, нужно правильно определить медицинскую группу, которых существует три: основная, подготовительная и специальная. Случается так, что при незначительных, ни на что не влияющих отклонениях ставят подготовительную группу, и дети не попадают в спортшколу. И другой вариант – у ребенка нет проблем со здоровьем, но он слабо развит физически. Тем не менее ему ставят основную группу, и уроки физкультуры превращаются в «пытку». Он хочет заниматься, но из-за неподходящих нагрузок многое не получается, ему ставят тройки, иногда ругают – как результат: мало пользы и стремление избегать занятий. А между тем значимость физнагрузок огромна.

– Чем больше физической активности, тем меньше вероятность онкозаболеваний, даже если есть генетическая предрасположенность к ним. Клеткам нужен воздух, много воздуха, недаром говорят: движение – это жизнь! – отметил на конференции заведующий кафедрой детской хирургии СГМУ, главный детский онколог Архангельской области Иван Турабов.

 

Как будто мотор прикрепили

Не менее важно психологическое здоровье. О том, как помочь гиперактивному ребенку, рассказал кандидат медицинских наук директор Института медико-биологических исследований САФУ Михаил Панков.

Научно-исследовательская и практическая работа по проблеме диагностики, коррекции, лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей у нас ведется более 18 лет.

СДВГ – это нейробиологическое нарушение, которое характеризуется невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Когда невнимательность является не просто чертой характера, а тревожным звоночком? Существует девять симптомов невнимательности, и при наличии шести из них и более можно говорить о СДВГ.

– Один из симптомов – дети часто теряют вещи: ручки, карандаши, тетради, книги, ключи, телефоны. Обычно мы интересуемся у родителей, насколько сильно это выражено. Мама одного из детей сказала, что каждый месяц приходится обновлять весь комплект школьных принадлежностей, – отметил Михаил Панков.

Другие проявления невнимательности: ребенок часто неспособен концентрироваться на деталях – из-за небрежности допускает ошибки в школьных заданиях, в других видах деятельности; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Еще он не следует инструкциям и бросает начатое на полпути; есть проблемы с самостоятельностью при выполнении каких-то задач; проявляет забывчивость в повседневных ситуациях; избегает дел, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения; отвлекается на посторонние стимулы. Кроме того, часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

У гиперактивности и импульсивности тоже девять симптомов. Их суть так или иначе сводится к образному выражению: «словно мотор прикрепили». Ребенок извивается, сидя на стуле, проявляет бесцельную двигательную активность, часто встает со своего места в классе во время уроков, не может тихо и спокойно играть и т. д.

Говоря о проблемах постановки диагноза, Михаил Панков отметил, что родители часто недооценивают наличие или серьезность проявлений СДВГ. Врачи редко видят типичные симптомы, ведь ребенок находится под их пристальным, но недолгим вниманием. Преподаватели же нередко склонны сообщать о большем количестве признаков расстройства, утяжеляя их.

При работе с гиперактивным ребенком важно реагировать на его поведение сразу же и предупреждать его о последствиях. Планируя какое-то задание или дело, важно дать ему сильную мотивацию. И чаще надо отвечать на действия ребенка – будь то одобрение, похвала или наказание, ведь неслучайно это расстройство называется «синдром дефицита внимания».

 

Тревожная кнопка на сайте

Медицинский психолог, психоаналитик Архангельского психоневрологического диспансера Артем Зелянин представил доклад, посвященный профилактике суицидов среди подростков. Он рассказал о том, какие возможности есть для оказания помощи молодежи в трудной ситуации.

Согласно официальной статистике, в Архангельской области количество суицидов среди подростков 15–17 лет начинает снижаться. Тем не менее ситуацию нельзя назвать благоприятной. Основными причинами, подталкивающими к роковому шагу, являются проблемы в семье, завышенные требования со стороны родителей, несчастная любовь.

Отдельно Артем Зелянин остановился на таком явлении, как травля со стороны одноклассников и даже педагогов. Последние, разумеется, чаще всего делают это не специально, а просто не отдают себе отчета, к чему могут привести их слова и поступки. Подростки же неосторожно брошенные фразы из серии «У тебя голова совсем пустая, не думай, что куда-то поступишь» воспринимают очень болезненно. Как и игнорирование, внезапную перемену отношения. Например, когда учитель вдруг удаляет одного ученика из друзей в соцсети – не по каким-то причинам, а вот так захотелось. Для подростка это стресс, он переживает, почему попал в опалу.

Суицид не бывает спонтанным. Обычно ему предшествует резкая смена поведения подростка, замкнутость, депрессия или агрессивность, раздача подарков окружающим, словесные предупреждения.

По профилактике подростковых самоубийств работать надо с семьей и школой. Какие шаги в этом направлении предпринимает Архангельский психоневрологический диспансер?

– У нас открыт кабинет кризисных состояний. Там любой человек, находящийся в сложной ситуации или которого посещают мысли о самоубийстве, может получить помощь медицинского психолога. Действует круглосуточный телефон доверия 202-101. Профилактика суицидов является одним из направлений нашего проекта «Школа любящих родителей», – рассказал Артем Зелянин.

С октября прошлого года Арханельским психоневрологическим диспансером запущен новый проект «Тревожная кнопка». На сайте 29apnd.ru появился баннер с красной кнопкой «Help», нажав на которую человек может написать письмо медицинскому психологу и получить ответ. Это удобно для тех, кто по каким-то причинам не может решиться на личный контакт со специалистом телефона доверия. На сегодняшний день по «тревожной кнопке» поступило 44 обращения, связанных с депрессиями, расстройством пищевого поведения, мыслями о суициде. Кроме того, были вопросы родственников, обеспокоенных состоянием близкого человека. С одними завязывается переписка, другим достаточно одного ответа, чтобы понять, где искать помощь или в каком направлении двигаться в поисках выхода из трудной ситуации.

 

Наталья СЕНЧУКОВА