Редакция
163000 г. Архангельск, Троицкий, 61, 3 этаж
+7 (8182) 21-42-76, agvs29@mail.ru

Владимир Резицкий прославил Архангельск далеко за его пределами

10.04.2024 12:03
В этом году исполнилось бы 80 лет со дня рождения талантливого музыканта, организатора джазовых фестивалей, энтузиаста, вдохновителя, человека, без которого уже не представляешь историю нашего города…
НЕ УЕХАЛ В АМЕРИКУ, ВЫБРАВ АРХАНГЕЛЬСК

Еще в детстве я часто слышал фамилию Резицкий из разговоров людей. Как правило, произносилась она с восторгом и уважением, можно было подумать, что говорят не о земляке, живущем на соседней улице, а о человеке, творящем искусство в Москве или за океаном.

Легендарным он стал еще при жизни, а обаяние его личности чувствуется даже спустя 20 с лишним лет после скоропостижного ухода из жизни…

Вот как описал вклад Владимира Резицкого в джазовое искусство ХХ века известный музыкальный критик и историк джаза Алексей Баташев: «Прожив в джазе долгую жизнь, побывав на десятках джаз-фестивалей, а еще о доброй сотне почитав и послушав, я утверждаю — подобного тому, что в Архангельске устраивал Владимир Резицкий, в мире нет. Просто нет».

А могли ли мы такое представить раньше? Ведь Архангельск в плане музыки долгое время оставался весьма консервативным: Северный хор, филармония, самодеятельные фольклорные коллективы. А тут — музыка, пришедшая к нам с Запада, принесшая раскованность, свободу, растопившая холодные северные сердца. Джаз полюбили, под него танцевали, влюблялись, отмечали дни рождения и свадьбы, его просто слушали, удивляясь, как в одной мелодии могут сочетаться столько разных чувств.

Владимир Петрович по-настоящему болел джазом, он собрал лучшую в городе фонотеку, тратя деньги на покупку очередной виниловой пластинки или диска. К нему приходили меломаны, которые зачастую становились соратниками, друзьями, вместе они придумывали фестивали, ставшие через несколько лет главными музыкальными событиями города.

Сын Владимира Резицкого Спартак, который пару лет назад организовал съемки фильма о своем отце, рассказал мне, что Владимира Петровича несколько раз звали жить и работать в Америку, причем вместе с семьей. «Но я не смогу поехать без своих музыкантов. Да и как я оставлю Архангельск, ведь я очень люблю этот город…» — ответил Резицкий. И остался. Несмотря на тяжелые 1990-е, когда деньги на фестивали ему приходилось выбивать с боем, преодолевая равнодушие власть имущих. Остался, потому что был плоть от плоти северянином, архангелогородцем…

НА ЕГО КОНЦЕРТЫ БЫЛО НЕ ПОПАСТЬ

Он родился в Архангельске 25 декабря 1944 года, за несколько месяцев до Великой Победы. В 1962-м окончил музыкальное училище по классу гобоя, а саксофон и флейту освоил самостоятельно.

Играл в духовых и эстрадных оркестрах на баритон-саксофоне, работал в местных молодежных кафе, а в 1972 году организовал группу «Архангельск». Эта группа с 
патриотическим названием покорила местных меломанов тех лет. Как рассказывали мне старожилы, на выступления Резицкого и его музыкантов в ресторанах было не попасть, приходилось даже заранее бронировать места, да и то по блату.

Чем же так уникален был Владимир Резицкий и его коллектив? «Архангельск» был ни на кого не похож и в то же время брал за основу лучшие мировые джазовые стандарты. Резицкий не играл легкую музыку, он бесконечно экспериментировал, сплавлял, казалось бы, нестыкуемые музыкальные стили: от северного русского фольклора до фри-джаза, от бибопа до импрессионистской камерной музыки…

Музыкальные критики отмечали, что Владимир Петрович играл авангардную музыку, не всем понятную, но в плане джаза передовую. Не зря в Архангельск на организуемые им фестивали потянулись именитые мэтры джаза со всего мира. И многие считали за честь сыграть вместе с Резицким, поскольку это был высочайший исполнительский уровень и уникальная техника игры на саксофоне. Родилось даже такое мнение, что архангельский музыкант был вторым джазовым саксофонистом России после знаменитого Алексея Козлова («Козел на саксе»).

Снова процитируем Алексея Баташева: «Резицкий превратил провинциальный любительский смотр коллективов в глобальное культурное событие, включенное Министерством культуры в федеральный список. Резицкий добился своим авторитетом, своим именем, что правительства и культурные центры, государственные и общественные организации Японии, Англии, Германии, США, Швейцарии, Австрии и других стран взяли на себя значительную часть расходов. Потому что знали: он бессребреник, он работает для людей, не оставляя себе ни копейки. Многие выдающиеся артисты выступали у него бесплатно».

ОСТАЛАСЬ МУЗЫКА

Да, про скромность этого бесконечно талантливого музыканта и человека ходили легенды. Главной своей целью Владимир Резицкий видел продолжение фестивалей, Архангельск уже стали именовать северной столицей джаза.

Не будучи коммерсантом и дельцом, он верил в высшую справедливость, в поддержку со стороны властей. Но в какой-то момент в ответ получил холодное равнодушие, что в буквальном смысле сломало его доброе и чуткое сердце…

Рассказывают, что хоронить «рыцаря джаза» пришел весь город: его по-настоящему любили и уважали. Тихо играла музыка — баллады Колтрейна, записи самого Резицкого. Аплодисментами встретили люди предложения дать ему посмертно звание почетного гражданина Архангельска и назвать его именем улицу. При жизни Резицкий получил лишь одно звание — заслуженного артиста России, а все остальные регалии и множество хороших слов, к сожалению, были уже после смерти…

Сегодня на фасаде здания Архангельского городского культурного центра (бывший ДК строителей) установлена мемориальная доска музыканту. Именно в этих стенах он работал, здесь же проходили его ежегодные фестивали. Они проводятся и сегодня, не так часто, да и нет уже такого размаха — это к вопросу о роли личности в истории. Конечно, в Архангельске есть последователи Владимира Резицкого, и джаз с блюзом здесь звучат, пусть и не так громко и ярко, как 20 лет назад.

…Архангельская погода — это как импровизация. Вот уже начало апреля, а сразу после оттепели, капелей и игривого солнца на наш город свалилась в буквальном смысле зима с закручивающими улицы, дома и дороги метелями, спесивым ветром и рассыпающимися на крыши и дороги хлопьями снега. Эта погода сродни сложной и переменчивой музыке любившего всей душой родной Север Владимира Резицкого. Сегодня он сыграл бы свой весенний грустно-ностальгический джаз. А нам стало бы немного теплее…

Алексей Морозов