Хвалить ребенка и не завышать «планку»

Люди и события

Психолого-педагогическую помощь детям окажут в центре «Леда»

Ребенок не может адаптироваться к школе или детскому саду? Не выговаривает шипящие или свистящие звуки? Ленится делать уроки? Чересчур сильно волнуется перед экзаменами? С подобными проблемами сталкивается практически каждая семья. Помочь в этих ситуациях могут специалисты центра «Леда»: о психолого-педагогическом сопровождении дошкольников и школьников нам рассказали Нина Ковалева и Ирина Ляпина.

 

Первый этап – ПМПК

Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), что работает на базе центра, посещают порядка 5,5 тысячи детей в год. Она помогает определиться с образовательным маршрутом ребенка, с условиями, которые необходимо создать в школах и детских садах для его обучения. В составе комиссии – учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги. Плюс специалисты медицинского профиля – неврологи и в случае необходимости офтальмологи, ортопеды, сурдологи.

– Направить детей на комиссию может врач, наблюдающий ребенка, чаще всего это делает невролог, либо логопед детского сада, воспитатель, педагог-психолог, то есть те специалисты в образовательных организациях, которые увидели проблему малыша, – рассказала Ирина Ляпина. – Кроме того, мы имеем право принять ребенка и без направления, если, например, мама сама хочет, чтобы его обследовали.

После обследования, если малыш нуждается в специальной адаптированной программе обучения, ПМПК рекомендует родителям вид этой программы и рассказывает, в каких учреждениях Архангельска она реализуется. Если ребенку нужна, например, только логопедическая помощь, если он имеет нетяжелые нарушения речи, малыш может спокойно заниматься в логопункте: они есть в большинстве дошкольных учреждений города и в половине школ. Если нарушения, в том числе речи, более выраженные, ПМПК рекомендует компенсирующие группы в детских садах: дети там систематически занимаются с учителем-логопедом. Аналогично выстраивается работа в том случае, если у ребенка выявляется задержка психического развития, интеллектуальные нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха. Все варианты классов в школах и групп в детских садах для детей с такими особенностями в городе представлены.

 

Консультации в центре: проблемы младшего возраста

В рамках психолого-педагогического сопровождения в центре «Леда» с детьми работают педагоги-психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи. В логопункт центра «Леда» дети попадают после ПМПК, к учителям-дефектологам – тоже. А вот за консультацией психолога в центр может обратиться любой желающий.

За минувший год психологи «Леды» провели более четырех тысяч консультаций. В центр обращаются родители или законные представители ребенка с конкретной проблемой. Одна из основных сложностей в дошкольном возрасте – это адаптация малыша к детскому саду: порядка 75 процентов дошколят испытывают трудности в адаптации к новой социальной ситуации. Специалисты центра объясняют родителям, как помочь своим чадам справиться с этим.

Если родители приняли решение, что ребенок будет ходить в детский сад, это должно быть систематическим и ежедневным. Как только мамы и папы начинают колебаться, делать ребенку поблажки, как только малыш перестает посещать садик регулярно, с каждым новым возвращением в группу после перерыва он будет попадать в ситуацию адаптации.

Для детей дошкольного возраста важна режимность, хорошо, если еще до детского сада родители станут придерживаться режима дня садика, времени сна и прогулок. Очень хорошо, когда ребенок гуляет на площадках детсада.

И конечно, важно поддерживать тесный контакт с воспитателем, ведь именно он –  первый и главный человек, который является проводником ребенка, по сути, в новый мир. Педагог должен прислушиваться к родителям, он может учесть особенности малыша, чтобы облегчить ему процесс привыкания к новым условиям.

 

Хвалите первоклассников чаще

Так же сложно ребенок адаптируется к первому классу. У него возникает новый социальный статус, появляется такой представитель общества, как «учитель». Колоссально меняются требования взрослых к малышу, который буквально три месяца назад был дошкольником. Задача родителей в этом случае – обеспечить своему чаду успешность в учебной деятельности, это поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.

Чтобы определить, какие проблемы могут возникнуть у ребенка в учебе, специалисты центра «Леда» проводят диагностику познавательной сферы, диагностику памяти, внимания, мышления и зрительно-моторной координации. Со второго класса проверяется еще и навык чтения. Диагностика позволяет выявить слабые и сильные стороны ребенка, и на этом основании  специалисты центра могут дать конкретные рекомендации, чтобы помочь школьнику быть успешным в учебной деятельности.

Успешность очень важна для детей в этом возрасте, потому что как только они начинают испытывать неудачи, автоматически снижается мотивация. Очень часто этому способствуют завышенные требования взрослых. Родители должны понимать, что их запросы по отношению к ребенку не всегда совпадают с его возможностями. Часто бывает, что малыш старается, прилагает много усилий, хоть и не добивается высокого результата с первого раза, а взрослые недооценивают его попытки. В какой-то момент ребенок перестает пытаться «допрыгнуть» до завышенной родителями планки: своими неадекватными требованиями они подавляют в детях любознательность, активность, стремление достигать успеха и не бояться трудностей.

Именно поэтому важен адекватный уровень притязаний. И когда ребенок добился определенного успеха, нужно обязательно его похвалить, отметить его достижения, пусть даже они совсем небольшие. Постепенно планку нужно повышать, тогда дети будут идти небольшими шагами к серьезным результатам.

Еще один важный совет для родителей младших школьников: если ребенок уже овладел определенным навыком – письма, чтения, счета, если он умеет решать уравнения, то вместо него делать это ни в коем случае нельзя.  В противном случае может появиться так называемое «состояние выученной беспомощности», когда ребенок опускает руки и  отказывается от деятельности, которая требует напряжения, потому как знает, что взрослые всегда помогут.

Кроме того, чтобы помочь детям адаптироваться к школе, необходимо правильно организовать режим дня и учебный процесс. Ребят младшего школьного и дошкольного возраста характеризует достаточно низкий уровень саморегуляции. Пересилить и заставить себя делать уроки они не могут, но не потому, что они ленивые, а лишь в силу психофизиологических особенностей возраста. Режим дня позволяют этот уровень саморегуляции повысить.

 

ЕГЭ: настрой на позитивный исход

Что касается подростков, чаще всего они обращаются за консультацией к психологу с вопросами межличностного взаимодействия, ведь именно в этом возрасте случается и первая любовь, и проблемы со сверстниками, и недопонимание с родителями.

В последние годы участились обращения по поводу тревожности и волнения накануне ЕГЭ. Школьники 10-11 классов, в большинстве своем по собственному желанию, прибегают к помощи психологов. Как настроиться на экзамен? Как побороть волнение? Как сдать его успешно? Обо всем этом идет речь на встречах со специалистами.

– Первое, что мы советуем школьникам, – пройти групповые консультации, эта программа называется «К экзаменам готов». В течение четырех занятий специалисты дают основные советы по повышению уровня саморегуляции, стрессоустойчивости, мобилизации в стрессовой ситуации, – объяснила Нина Ковалева. – Кроме того, и в рамках индивидуального консультирования можно дать ребенку рекомендации, которые позволят ему справиться с этими непростыми обстоятельствами.

Универсального рецепта, как успешно сдать ЕГЭ, нет: кому-то нужно расслабиться – в этом случае школьников обучают техникам релаксации, а кому-то, наоборот, собраться (тогда его обучают навыкам мобилизации памяти, внимания). Но в любом случае главное – заранее настроить самого себя на позитивный исход. Побороть эмоции в любой, особенно стрессовой ситуации – это самое главное. Если выпускник сумел справиться со своим эмоциональным состоянием, он справится и с заданиями ЕГЭ.

 

Дополнительное образование

После диагностики специалисты центра «Леда» предлагают родителям различные групповые занятия, они могут быть коррекционно-развивающими, например тренировка познавательных процессов, коррекция эмоциональной сферы,  формирование коммуникативных навыков. Или же – дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности, в основном творческие и познавательные. Их, к слову, можно посещать и без консультации психолога.

Так, например, на занятиях в рамках программы для дошкольников и младших школьников «Фантазеры» специалисты обучают детей необычным способам рисования, например овощами, ватными палочками, щетками, пипетками. Это развивает воображение, фантазию, мышление, мелкую моторику и  зрительно-пространственную координацию. Еще одна интересная программа – «Звездная мастерская», на этих занятиях ребята овладевают первичными знаниями по астрономии. Есть также «Театральная мастерская», где  школьники и дошколята осваивают театральное мастерство, ставят небольшие сценки и мини-спектакли на социальные темы.

 

Анна СИЛИНА

Яндекс.Метрика