Агломерацией по бездорожью

Городское хозяйство

«Большой Архангельск» будет претендовать на федеральные средства, если проект воплотится в жизнь

По инициативе общественного движения «Асфальт 29» в «Архавтодоре» прошел масштабный круглый стол, темой которого стало участие архангельской агломерации в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Мероприятие собрало как активистов-общественников, так и представителей профильных структур городской и областной власти.

 

Улан-Удэ опередил Архангельск

Как и в других сферах экономики, в строительстве и ремонте дорог краеугольным камнем стало получение федеральных средств. Чтобы вписаться в целевые госпрограммы для совершенствования и расширения дорожной инфраструктуры, регионам и муниципальным образованиям необходимо соблюдать определенные требования. Что, в общем-то, не так уж и просто, как это может показаться на первый взгляд.

Поводом для дискуссии стала озабоченность общественников «Асфальта 29» тем, что массовая аудитория недостаточно информирована о программе «БКД», а тема агломерации стала сходить на нет. Вместе с тем понятия «агломерация» и программа «Безопасные и качественные дороги» идут рука об руку.

«Википедия» поясняет: городская агломерация – это компактное скопление населенных пунктов, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. В Поморье идет техническая работа над агломерационным объединением Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и близлежащих МО Приморского района вроде Боброво и Уймы. Создав ее, можно претендовать на участие в федеральной программе «БКД».

Представитель общественной организации Олег Комиссаров привел примеры других регионов. Крупную агломерацию удалось создать в Туле. В границах городского округа проживают около 550 тысяч жителей, но на территории Тульско-Новомосковской агломерации, охватывающей и другие муниципальные образования Тульской области, – около 1 миллиона человек. Как один из результатов – в 2017 году отремонтировано 210 км дорог.

В Кирове с 750-тысячной агломерацией отремонтировали 125 км. В Тюмени, где агломерация насчитывает 900 тысяч, – 250 км, а по плану до 2025 года там хотят  отремонтировать 3 140 (!) км.

– Не радует, что Архангельск не попадает в эту программу. Даже в самой маленькой агломерации Улан-Удэ, численность  которой меньше, чем в Архангельске, в 2017 году было отремонтировано 112 улиц, 96 проездов. Ненормативность дорог составляла 79 процентов. Сейчас ситуация улучшилась вдвое, – привел примеры общественник.

Отметим, численность населения агломерации «Большой Архангельск» составляет около 570 тысяч жителей.

 

Самостоятельная работа

Необходимость участия в программе не вызывает сомнения. Правда, есть «но». Координатор проекта агломерации Дмитрий Семушин рассказал о том, что сделано в Поморье на текущий момент. Чтобы создать агломерацию, нужно провести огромную документальную работу. В Архангельске за вопросы агломерации отвечает замглавы города – руководитель аппарата Николай Евменов. Куратор проекта со стороны региона – председатель областного правительства Алексей Алсуфьев.

Летом 2017 года проектная идея, над которой трудилась большая экспертная группа, включающая представителей власти и науки, была направлена всем заинтересованным муниципалитетам, паспорт проекта – в проектный комитет. Документ претерпел корректировки: учитывалось мнение экспертного сообщества и профильных региональных министерств и ведомств. Предположительно, в феврале 2018 года паспорт «Большого Архангельска» должен быть утвержден комитетом. После этого у агломерации появятся шансы на реализацию, отметил Дмитрий Семушин.

– Помимо формальных мероприятий основным фактором эффективного развития проекта должна стать безусловная заинтересованность всех участников в его реализации. Особенно это касается муниципальных образований, входящих в агломерацию, – подчеркнул эксперт.

Среди факторов, мешающих интеграции, – административные барьеры, жестко ограниченный круг полномочий муниципалитетов, бюджетное законодательство и
т. п. По словам Дмитрия Семушина, пока агломерации как объект территориального развития находятся вне правовых рамок государственно-муниципального управления. Нет единых требований и норм по определению агломераций.  Есть дорожная карта Минэкономразвития и Минрегион-развития РФ, запущены пилотные агломерации. На основании эффекта от «пилотов» будут сделаны выводы, а затем, возможно, внесены изменения в федеральное законодательство. Тогда появится перспектива и у «Большого Архангельска».  И смысл агломерации не ограничивается участием в БКД.

О том, почему Архангельская область не попала в проект «БКД», рассказал заместитель регионального министра транспорта Денис Кулижников. Проект изначально был нацелен на города-миллионники и крупные города, являющиеся ядром агломераций. «Большой Архангельск» с ядром в 350 тысяч жителей слабо вписывался в эти параметры. Кроме того, участники «БКД» обязаны вносить 50 процентов на условиях софинансирования. В заявочном рейтинге проекта Архангельск оказался на 54 месте, а, например, упомянутый Улан-Удэ – на 42-м.

Архангельск объективно находится в более сложном положении, чем более южные регионы. Скажем, удерживать население в Арктике с каждым годом становится все сложнее. Тем не менее положительный ответ по финансированию получен не был.

Область продолжила подготовительную работу самостоятельно. Собрана информация по дорогам, которые войдут в агломерацию, оценены суммы консолидированного финансирования по дорожным работам. В ближайшее время будет разработан проект комплексного развития транспортной инфраструктуры агломерации. Кроме того, федеральный Минтранс рассматривает возможность создания альтернативного «БКД» проекта. В случае его реализации у не самых крупных российских агломераций (в том числе «Большого Архангельска») появляется еще один шанс на развитие дорог.

 

Нужны деньги

Ядро агломерации – город Архангельск – проявляет активность. Начальник управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства  администрации Архангельска Алексей Потолов сообщил о работе в контексте дорожно-агломерационых процессов. В пошлом году проведена
паспортизация всех дорог МО.

Интересны данные по транспортной интенсивности на  городских дорожных артериях. Согласно исследованию, самой загруженной оказался Смольный Буян (1,6 тысячи автомобилей в час), затем идут проспект Обводный канал (1,5 тысячи), улица Гагарина (1,28 тысячи), Ленинградский  проспект (1,216 тысячи), улицы Советская (890) и Воскресенская (840 автомобилей в час). Чтобы упорядочить движение и снять часть нагрузки, разработана комплексная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры.

Предусматриваются вполне конкретные решения: продление проспекта Московского до улицы Дачной, реконструкция Северодвинского моста, строительство автомобильных развязок в районе проспекта Дзержинского.

– Отдельные важные направления нами уже прорабатываются. Предусматривается софинансирование с областным бюджетом. Это, например, развязки, которые мы проектируем в районе Обводного канала, Московского и Смольного Буяна. Рассматривается возможность строительства путепровода, который разгрузит этот участок. Проектируется также развязка в районе Урицкого, Обводного канала, – сообщил Алексей Потолов.

Однако, чтобы реализовать эти и другие проекты, нужен огромный объем средств. Только Архангельск по программе «БКД» подготовил предложение по 111 км дорог.

Глава комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Эрнест Белокоровин отметил, что получить столь крупные средства будет непросто. Он предложил подключить к процессу сенаторов и депутатов Госдумы от региона.

Разговор экспертов, впрочем, был значительно шире центральной темы. Поэтому участники договорились продолжить цикл дискуссий. Следующая будет посвящена регулировке движения транспорта в Архангельске и пройдет в гордуме. Планируется привлечь сотрудников ГИБДД.

 

Виктор СЕМЕНОВ

Яндекс.Метрика