Обитатели Арктики и жители Африки по соседству

Люди и события

В библиотеке имени Добролюбова открылась выставка «Грани архангельской фотографии – 2»

Идея проекта принадлежит некоммерческому объединению «ФотоДом». Среди представленных работ – снимки как профессиональных фотографов города, так и любителей, сделанные в разных уголках земного шара.

Так, друг с другом соседствуют запечатленные обитатели арктической пустыни и жители Африки, холодные красоты Мезени и пейзаж жаркой Абхазии, и, конечно, фотомастера передали через объектив камеры свой взгляд на поморскую столицу.

Как рассказал один из организаторов «Граней архангельской фотографии» Евгений Порохин, идея проекта появилась два года назад, когда ценители искусства кадра, общаясь в общем чате, пришли к единому мнению: выставке быть. Задумка получила широкий отклик, и открылась первая экспозиция. Спустя два года представители фотосообщества снова бросили клич и представили новые «Грани», приурочив событие ко Дню города.

– Наконец-то наступил тот день, когда мы открываем вторую выставку «Грани архангельской фотографии», – сказал, приветствуя гостей вернисажа, Евгений Порохин. – Я надеюсь, это станет традицией – раз в два года проводить такое отчетное событие, и желаю всем вам, чтобы с каждым годом уровень выставки только возрастал.

Каждый из участников отобрал из своего творческого архива по два снимка для экспозиции. Герои обеих работ Андрея Паршина – белые медведи, снятые во время арктической экспедиции, в которой молодой человек работал в качестве фотографа.

– Первый кадр сделан практически в самом начале нашей экспедиции, это май 2017 года. Судно зашло во льды Баренцева моря, мы ждали ледокол в течение суток. И вот к нам подошли медведица и медведь, очень долго гуляли рядом, можно сказать, позировали, и мне удалось поймать такой интересный момент – медведица показывает язык, поэтому и работа называется «Все мы немножечко дети», – рассказывает Андрей. – Второй снимок, на котором запечатлен мишка в тумане, сделан уже под конец экспедиции, в августе, на острове Греэм-Белл.

Участница выставки и один из ее организаторов Марина Карасова профессионально занимается фотографией уже более десяти лет. Грани своего мастерства она продемонстрировала в двух работах, создание которых потребовало от нее совершенно разных умений.

– В какой-то момент мне немного надоело снимать что-то легкое, позитивное, захотелось драмы, неспокойствия. Мы пригласили модель, разработали со стилистом образ, то есть это полностью постановочный снимок. Работала с моделью не только как фотограф, но и как психолог, пытаясь погрузить в соответствующее состояние, вызвать определенные эмоции, – поделилась Марина. – Вторая работа – это южный пейзаж, снят был спонтанно: будучи на отдыхе в Абхазии, отправились гулять по каким-то нетуристическим местам. Причем для подобной фотографии, нужен штатив, которого у меня, конечно, не было с собой, и пришлось снимать с колена. Мне этот кадр  понравился тем, что он очень разносторонний – и светлый, и одновременно темный, не совсем драматичный и в то же время навевает мысли о том, что ничто не вечно, что человек – крупинка по сравнению с этими мощными водопадами, величественными камнями.

Среди участников выставки – Кирилл Иодас, который, к слову, успел поработать фотокорреспондентом в нашей газете. Он увлекся искусством кадра еще будучи ребенком, но тогда о творческих порывах пришлось забыть, однако спустя годы детская мечта все же воплотилась в жизнь:

– Давным-давно, когда еще были пленочные фотоаппараты, я ходил в фотокружок. И естественно, приходилось без конца занимать ванную, сидеть там с красной лампой, другим членам семьи это, конечно, не нравилось. Поэтому понемногу все сошло на нет, но мечта осталась, и долгое время я ее лелеял. А потом, когда шесть лет назад я переехал в Архангельск из Петербурга, попал в фотошколу к Николаю Гернету, и уже тогда появилась возможность эту мечту реализовать. И вот уж четыре года я практикую, серьезно и много снимать стал, наверное, когда пришел работать в газету. В каком-то определенном жанре не определился, но пейзажи, пожалуй, больше всего люблю снимать, потому что они ничего не просят, не волнуются, не жалуются, что волосы плохо лежат, они всегда хорошо получаются.

Кирилл продемонстрировал свои работы, отобранные для выставки. Обе они посвящены Архангельску. Одна из них хоть и называется «Утиная гавань», главный герой снимка все же осенний пейзаж. По словам фотографа, не часто все складывается настолько идеально: гладь воды, яркие деревья, разукрасившие своим отражением воду, еще и утки так удачно врисовались в кадр, добавив ему еще больше умиротворения.

Второй снимок иллюстрирует один из символов поморской столицы – строящийся Михаило-Архангельский собор, снятый в необычном преломлении, – сквозь дым от пароходного гудка.

– Этот сигнал я снял, как раз работая в газете: когда в Архангельске проходил съезд Союза городов воинской славы, мы вместе с делегатами отправились в поездку на пароходе «Гоголь», – вспоминает Кирилл. – Получается, это уникальный кадр, потому что сигнал капитан «Гоголя» дает буквально один раз, и именно тогда, когда судно отходит от берега, а когда причаливает – нет. Но в качестве исключения каждому из делегатов съезда разрешили подать сигнал, поэтому получилось подловить момент и сфотографировать храм сквозь дым от гудка.

 

Наталья ЗАХАРОВА