Можем делать и буксиры, и плавучие причалы

Люди и события

На корабельной стороне Архангельска возрождают традиции судостроения

29 июня в нашей стране будет отмечаться День кораблестроителя. Кроме того, 2018-й – год 325-летия начала государственного регулярного судостроения в России. Для Архангельска эти даты имеют особое значение, ведь именно здесь зарождалась история отечественного кораблестроения.

Первый государственный заказ на постройку военного корабля – 24-пушечного фрегата «Святой Апостол Павел» был выполнен на Соломбальской верфи. Сейчас на этой территории располагается судоремонтный завод «Красная Кузница». После тяжелых 90-х, когда предприятие было фактически разрушено, производственные мощности в 2011 году выкупил Центр судоремонта «Звездочка». И с тех пор медленно, но верно «Красная Кузница» идет в гору. Был восстановлен блок цехов, там появилось самое современное оборудование.

За год на ремонт и сервисное обслуживание встают около ста кораблей и судов. Причем они приходят практически со всей России: были «гости» из Астрахани, Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска, Владивостока… Три плавучих дока полностью загружены на весь 2018 год.

Но ремонтом дело не ограничивается. На заводе возрождают традиции судостроения.

– Сегодня мы имеем возможность строить буксиры, пассажирские суда, баржи, паромы, понтоны, плавучие причалы и наплавные мосты любого типа, – рассказывает Николай Васьков, директор Архангельского филиала «СРЗ «Красная Кузница» Центра судоремонта «Звездочка». – Первой ласточкой стала самоходная баржа «Пирамида». Судно было построено для выполнения грузовых перевозок на архипелаге Шпицберген. Работа получила высокую оценку – разработчики и исполнители проекта стали лауреатами премии имени М. В. Ломоносова. Затем было построено лоцмейстерское судно «Вавчуга», его периодически можно увидеть на Северной Двине.

Знаковое событие произошло в ноябре 2017 года: в торжественной обстановке головному предприятию были переданы два рейдовых буксира-толкача «Буй» и «Бакен». Они успешно работают в Северодвинске. Сейчас на заводе достраиваются третий и четвертый буксиры.

– Это разработка наших специалистов из конструкторского отдела, – с гордостью за сотрудников говорит Николай Николаевич. – Буксиры отличаются от своих предшественников, которые выпускались еще в 50-е годы прошлого века. Мы учли опыт тех судоводителей, которые на них всю жизнь отходили. РБТ стали удобнее для команды: они на полтора метра длиннее и шире, имеют современную рубку и гидравлическую систему управления. На них установлены более мощные, но при этом экономичные двигатели. Буксиры ледового класса могут ходить до 30 сантиметров во льду, и очень маневренные – способны разворачиваться фактически на одном месте.

Кроме того, на «Красной Кузнице» завершается строительство грузового понтона.

В современных условиях производство не будет эффективным и востребованным без применения высоких технологий: автоматизации, компьютерной техники. Наши судоремонтники прекрасно это понимают и разработали концептуальный проект развития предприятия, он состоит из четырех этапов.

– Мы начали с модернизации корпусообрабатывающего производства, – делится Николай Васьков. – Сегодня в блоке цехов «Красной Кузницы» формируется уникальная для России промышленная площадка – единый производственный комплекс, укомплектованный новейшим отечественным оборудованием. В 2017 году запущена в эксплуатацию машина термической резки стальных полотнищ «РИТМ-М». Заканчивается монтаж линии изготовления тавровых балок. Привезена роботизированная линия обработки профиля. Установлен и введен в эксплуатацию многофункциональный гибочно-правильный станок. Все это оборудование также разработано и произведено в Санкт-Петербурге в Центре технологии судостроения и судоремонта.

Дальнейшие планы развития на «Красной Кузнице» связывают с судостроением, строительством объектов для освоения шельфовых месторождений. Также заводу необходим еще один большой плавучий док.

Судоремонт и судостроение – весьма непростые и специфические отрасли, поэтому большое внимание уделяется подготовке персонала: учеба, повышение квалификации, конкурсы профессионального мастерства. Как результат – растет производительность труда.

Кадры решают если не все, то многое – в этом уверены на заводе. Поэтому возрождается система наставничества, организовано тесное сотрудничество с Арктическим морским институтом имени В. И. Воронина и техникумом водных магистралей имени С. Н. Орешкова. А перспектива и мечта – специализированные судостроительные классы в школах, чтобы юные архангелогородцы уже со школьной скамьи понимали, что такое судостроение и судоремонт, знали историю становления отечественного флота и роль, которую в этом сыграла столица Поморья. Ведь неслучайно Соломбалу во все времена называли корабельной стороной.

 

Наталья СЕНЧУКОВА