На пути к умному транспорту

Газета, Главная новость, Городское хозяйство

Как изменилось качество пассажирских перевозок с выходом на линию новых низкопольных автобусов.

В очередной раз поднимаем наболевшую тему пассажирских перевозок. Мы бы
и рады закрыть ее, но не получается: негативных отзывов от горожан меньше не становится. Но так ли все плохо на самом деле, или мы просто привыкли ругать общественный транспорт города, не замечая положительных изменений?

Головной болью архангелогородцев всегда были пресловутые пазики, а точнее, даже не сами автобусы марки ПАЗ, а буквально на ходу разваливающиеся, простите за выражение, «ржавые ведра». Сейчас настолько старой техники на дорогах практически нет, кроме того, по городским маршрутам курсируют больше трех десятков низкопольных автобусов, 29 из них – МАЗы средней вместимости. Пазики, правда, тоже никуда не делись, но частично они заменены на новые модели: еще более неудобные, но хотя бы без дыр в полу.

В погоне за МАЗом

Нас, конечно, больше интересуют низкопольные МАЗы. Сейчас в столице Поморья их 29 штук. Правда, техника хоть и вышла на линию, прокатиться на ней может далеко не каждый архангелогородец – попасть на такой автобус пока так же сложно, как вытащить счастливый лотерейный билет, ходят они лишь по маршрутам №№ 5, 6 и 54. (Низкопольные автобусы, правда не МАЗы, также ездят по маршрутам №№ 1, 44 и 104).

Ради интереса мы решили поймать хотя бы один МАЗ. Ждем на остановке у ТЦ «Час Пик» в понедельник утром. Спустя 10 минут, пропустив 23 подходящих автобуса, бросили эту затею и поехали на другую остановку. Еще 10 минут ждем у кинотеатра «Мир» (в сторону Соломбалы). Пропустив 11 подходящих маршрутов, снова меняем место дислокации и едем на остановку, что на пересечении улица Гагарина и проспекта Советских Космонавтов, караулить маршрут № 5 – уж этот-то автобус точно будет низкопольным. Свершилось! Спустя девять минут в 10.22 все-таки садимся в новенький МАЗ.

Автобусы онлайн

В помощь всем, кто караулит редкие маршруты – отличное приложение для смартфонов «Умный транспорт». Принцип работы его достаточно прост: на карте города в режиме реального времени показаны перемещения всех городских автобусов, причем, низкопольные обозначены специальным значком «инвалид» – именно так мы все-таки поймали неуловимый новый МАЗ. В приложении можно выбрать нужную остановку и посмотреть, какой автобус и через сколько минут к ней подойдет.

Стоит сказать, что недостатки у программы тоже есть, и главный – в систему включена информация не обо всех городах, поэтому междугородних маршрутов, например Архангельск – Новодвинск, на карте вы не найдете. Да и курсирующие по Приморскому району тоже, например 104-й автобус, что идет до Малых Корел, остается для приложения невидимым. Кроме того, оно не может составить прогноз для транспорта, который находится на конечном пункте и ждет своего времени, чтобы выйти на линию: прогноз приложение строит лишь после того, как автобус начинает двигаться по маршруту.

Посмотреть движение автобусов можно также на сайте appp29.ru. Он не такой удобный, как мобильное приложение, но с помощью этого ресурса можно проследить, в какой точке находятся автобусы того или иного маршрута, узнать прогноз для каждой конкретной остановки. Кроме того, здесь можно увидеть, в какой части города движение транспорта затруднено.

Автобус едет, табло не работает

Но вернемся к низкопольным МАЗам – это красивые, удобные, во всех смыслах замечательные автобусы… были бы, если бы не ряд но. В идеале в каждом из них должно работать голосовое оповещение и информационное табло. На деле же эта система отлажена далеко не везде. В частности, в той самой пойманной нами пятерке, информационное табло показывало лишь дату и время, причем часы спешили на 20 минут. А вот остановка, увы, за все время движения (от Советских Космонавтов до Детской областной больницы) была по громкой связи объявлена всего раз. Возможно, такие перебои связаны с тем, что автобус шел не по своему прямому маршруту: из-за ремонта участка Обводного канала МАЗу пришлось петлять по закоулкам.

К слову, это проблема не только конкретного автобуса, на одном из новых МАЗов 54-го маршрута (техника как раз из новой «осенней» партии) – информационное табло тоже не работает. Судя по всему, электронику просто не успели настроить, потому что с низкопольными автобусами, которые вышли на линию весной, таких проблем уже нет.

Надо сказать, удовольствия поездка на новом МАЗе нам не доставила – из-за толчеи. Ехать пришлось стоя, практически вися на поручне, пока автобус петлял, объезжая закрытый участок дороги. Хотя, наверное, жаловаться грех – поездка на пазике была бы еще экстремальнее.

Но главный вопрос – откуда взялось столько пассажиров? Ведь это случилось не в семь, не в восемь и даже не в девять утра, когда народ едет на работу. В половину
11-го должно быть уже не так много желающих прокатиться на автобусе, но нет. В пятерке и раньше было тесновато, но тогда речь шла об обычных пазиках. Новые МАЗы, по сути, должны были разгрузить линию: видимо, их на маршруте еще слишком мало, чтобы решить проблему кардинально.

Человеческий фактор или некомпетентность?

Еще одна важная проблема пассажирских перевозок в нашем городе – их непосредственное качество. Нарушение ПДД, бесконечные переговоры по рациям, хамство, пропуски остановок и вечерних рейсов – это лишь малая доля претензий, которые пассажиры предъявляют к водителям и кондукторам.

Если автобусный парк медленно, но обновляется, то сказать однозначно про улучшение качества обслуживания нельзя. Перевозчики обучают персонал грамотной работе с пассажирами, а не так давно администрация города совместно с областной организацией Всероссийского общества инвалидов провела инструктивно-методические занятия с предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками, чтобы показать, как необходимо действовать, в случае если один из пассажиров – это человек с ограниченными возможностями здоровья. Это, к слову, очень непростая тема, на самом деле обязанности водителей прописаны в должностной инструкции – как подъезжать к остановке, что сделать, чтобы помочь инвалиду попасть в транспорт. На деле же низкопольные автобусы не всегда могут правильно подъехать к остановке из-за большого потока транспорта, а помочь, сделать все по правилам, не спешат из-за элементарного страха не успеть выполнить рейс, который в результате не будет засчитан. Невыполненный рейс – это штраф предприятию и водителю. Сейчас такие моменты стараются отрегулировать.

Но одно дело – помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, что случается не так часто, другое дело – нарушение обязанностей, о которых, казалось бы, и говорить не стоит, потому что все и так очевидно. Например, кондукторы наших автобусов до сих пор не считают нужным объявлять остановки. В понедельник утром мы проехали на пяти автобусах подряд, лишь в одном из них кондуктор предупреждала о следующей остановке (№ 76 с номером м229кн). А вот в № 76 с номером м303мх, куда мы сели в 9:20 утра на перекрестке улицы Урицкого и Обводного канала, в автобусе № 60 (м723ох) и №75 (м656ет) о свои профессиональных обязанностях они даже не вспомнили. А в 75-м еще и водитель нервный попался: автобус подпрыгивал на каждой искусственной неровности.

Правда, есть и положительные моменты. Так, например, пусть небольшой, но важный плюс – введение формы для кондукторов. Это, к слову, инициатива самих перевозчиков. Теперь сотрудники обязаны носить желтую светоотражающую жилетку: на маршрутах перевозчика «Архтрансавто» этим точно не пренебрегают. Или, например, рация: за все время автобусного вояжа мы ни разу не слышали, чтобы она где-то работала.

Перевозчики совместно с администрацией города стараются наладить обратную связь, ведь без отзывов пассажиров качество перевозок не улучшить: руководство транспортных предприятий просто-напросто не будет знать, какие недочеты необходимо исправить, с кем конкретно из кондукторов и водителей провести «воспитательную» беседу. Для этого в каждом автобусе указана информация, куда жаловаться в случае нарушений. Если таких сведений нет – это тоже неправильно. Кроме того, в каждом автобусе должны быть информация о том, как зовут водителя и кондуктора. Во время одной из поездок лично видела, как контролер сделал замечание молодому кондуктору, который забыл в специальный кармашек поместить карточку с собственным именем и фамилией.

Так что медленно, но мы все-таки движемся если не к идеалу, то к норме. И возможно когда-нибудь за общественный транспорт Архангельска не будет стыдно.

Алексей ПОТОЛОВ,
заместитель директора департамента – начальник управления транспорта, дорог и мостов
администрации города:

– Отзывы горожан о низкопольных автобусах в большинстве своем положительны, в них комфортно и свободно, светло, тепло. Плюс к этому высокая информационная обеспеченность, да и качество обслуживания тоже, так как экипажи нового транспорта комплектуют из наиболее профессиональных сотрудников.

Конечно, на некоторых маршрутах есть определенные сложности, в том числе с информационными табло – на только что вышедших на линии автобусах они еще не везде настроены. Некоторые пассажиры говорят о том, что им недостаточно удобно с накопительной площадки подниматься по ступенькам, чтобы пройти по салону. А кого-то не устраивает, что во время остановок из-за вибрации дребезжат стекла транспорта. Но я уверен, эти нюансы не влияют на комфорт и безопасность новых автобусов.

Николай КАРЯГИН,
директор ООО «Архтрансавто»:

–  Автобусы марки МАЗ не только гораздо комфортабельнее, но и безопаснее ПАЗов. Одно из главных технических отличий – они оборудованы автономной противопожарной системой в моторном отсеке, что исключает возможность возгорания двигателя.
А автоматическая коробка передач позволяет водителю больше внимания уделять дороге и ПДД.

Несмотря на то, что мы проводим большую работу с персоналом, пассажиры нередко предъявляют претензии к качеству работы водителей и кондукторов. Здесь, конечно, большую роль играет человеческий фактор. Если у сотрудника все хорошо, если он собран и сосредоточен, то работу выполняет максимально ответственно. Но может случиться так, что он окажется раздраженным или уставшим – конечно, это повлияет на качество оказываемой услуги. Но, повторюсь, это человеческий фактор.

Что касается информационной системы, ее настройкой на МАЗах занимается МУП «АППП», думаю, на это потребуется еще две-три недели. Согласно контракта новые автобусы должны были выйти на линию лишь 1 октября, но для удобства пассажиров совместно с администрацией города мы решили выпустить их на маршруты раньше, поэтому некритичные недочеты приходится устранять уже в процессе эксплуатации.

По поводу маршрута № 5 – автобусов на линии меньше не стало, остались те же 24 единицы, что были. Но теперь вместо ПАЗов – МАЗы. Кроме того,  в полную силу заработал маршрут № 65, который двигается отчасти по тому же пути следования, что и пятерка. Если в апреле-мае на линию выходило порядка 2–3 автобусов, то сейчас – 10.

Анна СИЛИНА