Антивандальное детство

Газета, Главная новость, Люди и события

Откуда берется стремление к разрушению и как на проявления вандализма влияет закон сохранения энергии.

Рука вандалов в облике города, к сожалению, так или иначе чувствовалась всегда: разрисованные стены зданий, сломанные остановочные павильоны, опрокинутые урны…

Пару лет назад из-за таких неадекватных граждан архангельские молодожены лишились установленного на набережной  «Дерева любви», на которое в день свадьбы вешали замки.

Нынешний год побил все рекорды. Случаи вандализма в хронике происшествий появляются постоянно. Уличные дебоширы не могут пройти мимо творчески оформленных остановок автобусов: не раз разбивали и портили кривые зеркала, разломали игру «пятнашки», украли мяч из «футбольных ворот», сделанных к чемпионату мира. На Аллее славы были выкопаны саженцы, на въезде в Северный округ оторваны буквы на стеле, в деревне Повракула раскурочены современные водонапорные колонки… На прошлой неделе нашей газете вновь пришлось вернуться к теме вандалов – горе-художники разрисовали салоны новеньких низкопольных автобусов.

О том, откуда берется стремление к разрушению, мы побеседовали с педагогом-психологом городского центра «Леда» Ольгой Бобрецовой.

Все начинается с игрушек

– Ольга Валентиновна, какова природа вандализма? Почему когда одни люди созидать, другие все портят?

– Человек с рождения балансирует между двух противоложных тяг – Эрос и Танатос. Эрос – это стремление к жизни, любви, созиданию, ну а Танатос – к разрушениям, рисковому поведению, смерти. Забрести туда, где страшно, попробовать что-то неизведанное или запретное – все это тяга к Танатосу. Но когда мы говорим о таких парадоксальных и даже деструктивных ее проявлениях, то сталкиваемся скорее с вопросами воспитания, они играют серьезную роль.

В подростковом возрасте расцветает пышным цветом все, что было заложено в ребенке на более ранних стадиях: в младенчестве, в дошкольные годы. Все мы родом из детства, там и надо искать ответ на этот вопрос. И начать с того, сколько свободы давали в семье маленькому ребенку.

Я часто сталкиваюсь с жалобами родителей: ломает игрушки, портит вещи, рисует на обоях. Надо понимать: процесс развития ребенка проходит через определенные этапы. Сначала это манипулятивная деятельность, то есть он учится обращаться с предметами. Отсюда у младенца хватательный рефлекс: он что-то берет в руки, тащит в рот – пробует на вкус, проверяет зубами на твердость… Когда он начинает ходить, круг интересов и действий расширяется. Сначала, к примеру, выдвигает шкафчики, потом начинает из них все доставать, следующий шаг: вынимает и складывает обратно… И если у мамы и папы не хватает родительского терпения, понимания природных процессов – эта деятельность пресекается. Тем самым блокируется потребность в развитии.

– Как правильно вести себя в такой ситуации?

– Первый социальный институт ребенка – это семья, там формируются его поведенческие и практические навыки. Хочет он рисовать – обеспечьте такую возможность. Если дорожите обоями, предоставьте альтернативное место. Ваша функция – контроль: на обоях не надо, давай лучше здесь. Создавайте ребенку рамки, и он будет учиться в них действовать: это можно, а это нельзя.

Тоже самое, когда покупаете игрушки. Нужно быть готовыми к тому, что они будут ломаться, даже самые дорогие. Потому что детям, особенно мальчишкам присуща поисковая активность – обязательно посмотреть, что внутри. Кроме того, купив игрушку, нужно научить обращаться с ней.

Если ребенок осваивает вилку или нож, мы же не оставляем его наедине с ними. Мы следим, аккуратно поправляем его действия. И когда понимаем, что у малыша появилась мышечная память, что вилкой он попадает в рот, а не в глаз, можем иногда и отвернуться. И так со всеми предметами, которые вы даете ребенку. Задача родителей – научить обращаться, научить взаимодействовать с внешним миром.

– Если потребность в развитии блокируется излишне строгой дисциплиной, чем это чревато? Что дальше?

– Дальше включается закон сохранения энергии. Просто так ничего никуда не исчезает и из ниоткуда не появляется. Если что-то оказалось заблокировано, то все равно рано или поздно прорвется. В подростковом возрасте, когда авторитет родителей отступает на второй план, для человека в приоритете оказывается стадный инстинкт, авторитет сверстников и отрицание общепринятых ценностей. Что-то из серии: «Ты поймешь, что напрасно жизнь называют опасной…». Рисковое поведение обостряется, и одним из его проявлений становится вандализм – различные деконструктивные способы вымещения протеста.

Когда остается только перетерпеть

– Есть какой-то определенный возраст, когда отрицание начинает проявляться? Или все зависит от особенностей отдельного человека?

– Это все индивидуально. Согласно последним исследованиям ученых, процесс урбанизации, научно-технического прогресса сказываются на акселерации, коридор подросткового возраста снижается до 10 лет. Практика показывает, что это действительно так. Нередко на консультации приходят родители с проблемой, что ребенок уже в третьем классе ничего не хочет, у него проявляется подростковый нигилизм.

В человеческой жизни много кризисов, начиная с кризиса младенчества, первого года, трех лет и так далее до кризиса старости. И только подростковый возраст называется трудным. Он очень важен, потому что именно в это время закладываются основы личности. Иногда авторитарными методами в семье удается удержать ребенка, которого тянет самовыражаться – например, красить волосы в зеленый цвет или тратить время на экстремальное увлечение, но потом все равно прорывает. И родители говорят: «Он ведь подростком был такой золотой, вообще бед не знали». Опять же закон сохранения энергии, рано или поздно она найдет выплеск. И в 30 лет, когда у него уже есть своя семья и свои дети, может начаться возвращение подросткового возраста и ему хочется почудить. Поэтому лучше все делать вовремя.

– Когда подросток начинает вести себя деструктивно, можно ли как-то скорректировать его поведение? Чтобы не подавлять, но при этом уберечь от серьезных ошибок?

– Если родитель интересен своему подростку (но это опять же с детства формируется), то его мнение будет как-то учитываться. Если связь, доверие и взаимопонимание утрачены, то остается только перетерпеть.

– Как в таком случае родители могут помочь правильно пройти подростковый кризис?

– Позиция взрослых должна быть такой: мне не важно, двойку ты принес или пятерку, ты все равно самый любимый и я в тебя верю, если у тебя двойка – давай разбираться, я готова тебе помочь. Не нравится музыка, которую он слушает – не надо говорить: сними наушники и выключи. Гораздо конструктивнее спросить, что он слушает, почему эта группа нравится… Родителям надо быть интересными своим детям. Каждое поколение отличается друг от друга, и так было во все времена. Есть любопытное высказывание: «Современная молодежь ведет себя безобразно – отращивает волосы, кладет ноги на стол, грубит взрослым и не выполняет требования старшего поколения – Сократ, пятый век до нашей эры».

Родителям нужно прежде всего самим не забывать, какими подростками они были, и принимать своего ребенка. Он должен чувствовать безусловную любовь и то, что дом остается местом, где всегда поймут и помогут.

Наталья СЕНЧУКОВА