Историю можно подать «вкусно»

Газета, Главная новость, Люди и события

5 октября Архангельск вместе со всей страной отмечает День учителя.

С выбором профессии Дарья Кукушкина определилась еще в детстве: уже тогда она знала, что станет учителем. В сознательном возрасте, после пары лет работы в школе, девушка решила выбрать другой путь и попробовала себя на совершенно непривычном поприще. Но желание преподавать оказалось сильнее: вот уже шестой год она помогает ученикам школы № 14 познавать тайны истории.

В школе Дарья была отличницей, как и всем примерным ученикам – ей казалось, что девушка должна и других научить тому, что знает сама. Кроме того, педагоги родной 28-й школы всегда говорили, что она рождена для этой профессии.

– Я вдохновилась примером и заразилась желанием преподавать от моих учителей, которые болели своей профессией, – поделилась Дарья Юрьевна. – Да и в целом у меня остались очень приятные воспоминания о школе, о детстве – из этой радостной атмосферы не хотелось уходить.

В 2004 году девушка поступила в педагогический университет, чтобы получить специальность учителя истории.

– История – один из самых занимательных школьных предметов, она описывает массу интересных событий, которые можно «вкусно» подать детям, – считает Дарья. –
С одной стороны, история считается достаточно сложным предметом, поскольку это набор дат и фактов, с другой – мне всегда хотелось показать школьникам, что в истории все логично, понятно, выстроить общую систему, чтобы они умели видеть картину целиком.

После окончания вуза несколько лет молодая учительница работала в школе № 26 на Варавино, потом случился перерыв: решила сменить сферу деятельности. Но спустя пару лет школа вернула ее в свои стены: наверное, человек рождается для того, чтобы учить детей. Уже шестой год Дарья Кукушкина работает в 14-й школе, обучает ребят истории, обществознанию и праву.

– Здесь очень комфортно, хороший коллектив, педагоги друг друга поддерживают, дают советы – эмоционально теплая обстановка, – отмечает учительница. – Руководит учебным заведением современный и идущий в ногу со временем директор Ольга Николаевна Труфанова. Ну и конечно, замечательные дети – не знаю даже, как на них жаловаться.

Несмотря на сравнительно небольшой опыт работы в школе, у нее уже сложился особый подход к преподаванию истории. Педагог считает, что в этом деле важны четкость, организованность и последовательность.

– Ребята должны четко представлять, чем мы будем заниматься на уроке, когда будет проверочная работа и какие темы я буду спрашивать. Причем контроль знаний не должен стать неожиданностью, чтобы не являться дополнительным стрессом: задача учителей не запугать, а проконтролировать знания ребят, – уверена Дарья Юрьевна. – Нужно четко систематизировать и теоретический материал. В учебнике его очень много, и задача учителя истории – помочь школьникам в огромном объеме информации почерпнуть самое важное. Возможно, это консерватизм, но я не очень люблю пользоваться мультимедийными средствами, мне кажется, что главный источник знаний – это живое слово учителя. Он должен быть посредником между учебником, информацией и ребенком. Кроме того, материал важно излагать максимально понятным языком, ни к чему наукообразность.

Дарья хоть и старается не использовать на уроках мультимедиа, вполне положительно относится к современным технологиям: когда чувствует, что ее ученики устали от теоретического материала, на разных платформах создает компьютерные мини-игры для домашнего повторения материала. Особенно любят такой способ подачи информации старшеклассники, для них это своего рода возвращение в детство.

Особый подход к преподаванию дает положительные результаты, среди учеников Дарьи Кукушкиной есть победители и призеры городских олимпиад по праву, обществознанию и истории, победитель региональной олимпиады по обществознанию и призер – по истории. Конечно, участники олимпиад многое изучают самостоятельно, но их интерес к предмету – это заслуга учителя. Дарья, кстати, и сама порой участвует в профессиональных конкурсах, в 2014 году, например, заняла первое место в городском «Педагогическом дебюте».

Помимо преподавания, на плечах молодой учительницы классное руководство, этим летом она отправила во взрослую жизнь свой первый выпуск – профильный строительный класс. Сейчас на ее попечении 5 «В»: пятиклашки углубленно изучают немецкий язык. Для «своих» ребят помимо школьной учебной программы она готовит обширную внеклассную.

– Детей необходимо развивать в разных направлениях, они должны чувствовать ситуацию успеха, если это не получается в учебе, нужно дать им возможность реализовываться в других направлениях, – считает Дарья Юрьевна. – Это может быть художественно-эстетическое направление, например посещение концертов, театров, или образовательный досуг – экскурсии в галереи и музеи. Конечно, важны спортивное и туристическое направления, вообще, мне кажется, в походах формируется классный коллектив, поэтому выходы на природу – обязательны.

С прошлым выпуском, поскольку класс был строительный, в свободное время учительница посещала профильные экскурсии: предприятия, месторождения полезных ископаемых, строящийся собор, кукольный театр и другие интересные места. Каждый год вместе с ребятами выезжала за пределы области, в Москву, Питер, Минск. Программа для пятиклашек тоже готова, ребят ждут не менее увлекательные мероприятия. Кроме этого, вместе с учителем ОБЖ Григорием Лебеденко готовят школьную команду к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту.

Дарья Кукушкина не попрощалась со своими выпускниками навсегда, ребята часто заглядывают на огонек к любимой учительнице. К слову, среди бывших учеников школы каждый год находятся те, кто выбирают путь учителя истории. Наверное, именно пример молодой преподавательницы вдохновляет ребят: ее позитивный настрой, оптимизм, смелый взгляд на жизнь и на историю – самую сложную, но интересную науку.

Анна СИЛИНА,
фото: Иван МАЛЫГИН