Когда о вкусах спорят

Газета, Главная новость, Люди и события

В Архангельске обсуждают эскиз будущего памятника «Тем, кого не вернуло море», который хотят установить на набережной Георгия Седова в Соломбале.

Напомним, идея принадлежит ветеранам Северного морского пароходства. Много лет они пробивают установку мемориала, отмечая, что для Архангельска как для первого российского порта просто-таки необходимо увековечение памяти погибших в морских экспедициях.

На минувшей неделе был представлен эскиз будущего памятника, выполненный Михаилом Тышовым. Он вызвал бурные споры общественности. Главная претензия – уж слишком страшно выглядит, что-то из разряда фильмов ужасов. Мятущаяся, вздымающаяся ввысь волна, из которой торчит человеческая рука и обезображенное гримасой страха лицо. С одной стороны, вроде бы это фантазия автора – Михаил Тышов увидел в тянущейся из волны руке символ призыва к спасению. Но если подобное установить в Архангельске, то не каждый догадается, что речь идет о погибших моряках. Да и дети могут такого «символизма» испугаться.

В общем, эскиз спорный, даже несмотря на то, что он нравится ветеранам, и они готовы вложить собранные средства. Но здесь есть вопросы: Михаил Тышов не имеет профессионального образования, последние его творения – могильные памятники. Неужели причина симпатии моряков-ветеранов к спорному эскизу – родственные связи Тышова с председателем ветеранской организации СМП Борисом Карповым?

Главный архитектор Архангельска Александра Юницына призывает не торопиться с установкой памятника в таком виде.

– Хотелось бы большего символизма. Есть хорошие памятники, решенные без фигур, но берущие за душу: памятник расстрелянным в Анапе, утопленным в Дунае евреям в Венгрии, где на парапете набережной стоят башмаки, принадлежащие взрослым и детям, – привела пример Александра Юницына.

Есть латинское изречение «De gustibus non est disputandum», что в переводе означает «о вкусах не принято спорить». Но, когда дело касается городской среды, на мой взгляд, спорить с художниками надо. Лично я очень люблю скульптуры Степана Писахова и Сени Малины на Чумбаровке, но памятник «женам-берегиням» мне кажется странным. Да и с памятником Борису Шергину не все гладко, – кто-то видит в нем изображение городского сумасшедшего, а кто-то и вовсе что-то похабное. Чтобы скульптура не вызывала вопросов, необходимо общественное обсуждение. И только потом, когда все мнения учтены, можно приступать к ее установке.

Художники могут возразить: мол, мы так видим, не надо нас поправлять. Может быть, волной с торчащей рукой автор хочет показать весь ужас кораблекрушений и взрывов на море? Чтобы каждый проходящий мимо такого памятника на минуту вздрогнул от осознания ужаса войн. Но есть и понятие эстетики: не все, что правдиво – красиво и наоборот. Одна крайность – суровый реализм, а другая – лубок и китч, и истина, как водится, где-то посередине. Вон, Москва до сих пор содрогается от творений Церетели вроде гигантского «Гулливера» – Петра Первого, что на фоне Храма Христа Спасителя выглядит как «ужас на крыльях ночи». Масса других негативных примеров, когда памятники уродуют городскую среду, выглядят скорее убожеством, а не искусством.

Есть еще один вопрос – сохранность памятников. Например, монументы вечно живому Ульянову-Ленину в Архангельске не везде в хорошем состоянии. В Соломбале Ильича было бы не плохо «подлатать». У вышеупомянутого Писахова украли символическую чайку, а скульптуры мореплавателей у Северного морского музея и вовсе выглядят жалко и сиротливо. Зато в нашем городе, где-то на частной территории, установлен шикарный бюст «вождю народов» Иосифу Сталину, по поводу которого споры еще несколько лет просто зашкаливали.

Памятник «Тем, кого не вернуло море» Архангельску очень нужен. Выбрано прекрасное место, собраны средства, представлен первый эскиз. Теперь городу остается принять единственно верное решение, с учетом мнения неравнодушных архангелогородцев. Есть же у нас видный памятник адмиралу и выдающемуся флотоводцу Николаю Кузнецову, символичный, вписывающийся в набережную памятник тюленю, да и на Чумбаровке многие скульптуры весьма колоритные. Пусть и память моряков, не вернувшихся на берег, будет достойно увековечена…

Алексей МОРОЗОВ