Дороги Поморья чистили «утюгами»

Газета, Главная новость, Люди и события

В Архангельске в Гостиных дворах открылась выставка «От колеи до магистрали», посвященная 80-летию «Архангельскавтодора».

2018 год – юбилейный для регионального агентства и всей дорожной отрасли Поморья. 3 июня 1938 года был образован дорожный отдел Архангельского облисполкома – именно с этой даты и ведет свое начало «Архангельскавтодор».

Своих коллег и всех гостей праздничного вечера с открытием выставки поздравил директор дорожного агентства Игорь Пинаев.

– Это знаковое событие: многие руководители «Архангельскавтодора» мечтали о создании музейной экспозиции, но каждый раз появлялось это «но», которое не давало возможности реализовать прекрасные идеи, – отметил Игорь Николаевич. – Поэтому, планируя мероприятия на юбилейный, 2018 год, мы первоочередной задачей обозначили создание музея. Надеюсь, что благодаря представленной экспозиции в каждом из вас всколыхнутся особые чувства, добрые воспоминания о тех временах, тех победах, вы проникнитесь этой выставкой, которая в последующем будет жить в стенах «Архангельскавтодора». Я очень хочу, чтобы экспозиция постоянно пополнялась, жила и развивалась.

Директор краеведческого музея Наталья Шпанова поздравила работников дорожного агентства с юбилеем, а также поблагодарила своих коллег, занимавшихся проектом «От колеи до магистрали».

– На самом деле для нас эта выставка – определенный вызов, поскольку мы нечасто открываем такие экспозиции, – подчеркнула Наталья Николаевна.

Экскурсию для гостей провел старший научный сотрудник отдела историко-культурного и природного наследия музея Дмитрий Иванов, один из экспозиционеров выставки. Представленные предметы и стенды, фото– и видеоматериалы рассказывают историю развития дорожной сети на Севере от Средневековья до сегодняшнего дня, знакомят с технологиями строительства путей сообщения и типами покрытий, которые использовались в те или иные периоды развития отрасли, а также образцами техники, курсировавшей по артериям края в разные эпохи.

Древнейший тип дорог – грунтовка, ее и сейчас можно встретить во множестве мест области. Раньше это покрытие испытывал на прочность транспорт, приводимый в движение лошадиной силой в прямом смысле этого слова. Поэтому на выставке нашло свое место колесо телеги конца XIX века – такие повозки весили порядка 350 килограммов, а их максимальная грузоподъемность не достигала и 700.

Деревянные мостовые известны в России еще с X-XI веков, однако широко использовались до второй половины XX века и были особо популярны в богатой лесами Архангельской области. По этим настилам также курсировал в основном гужевой транспорт.

Но были и другие средства передвижения. Уникальный экспонат, наверное, единственный сохранившийся в нашей стране, – это колесо грузового автомобиля иностранного производства 1910-х годов. Масса этой машины была порядка 2 тонн, а с грузом – 2,7 тонны.

Самым распространенным типом дорожного покрытия к началу XX века стали каменные мостовые. Устроенные в дореволюционный период, различные ее виды фрагментарно существовали на улицах Архангельска вплоть до 90-х годов. Здесь также представлено колесо легендарной полуторки 1956 года выпуска, вес этой машины мог достигать пяти тонн.

Ну а рядом – современный асфальт вместе с внушительного вида колесом грузовика «Scania», способного перевозить до 45 тонн.

– Вот иллюстрация того, как менялась нагрузка на дороги за одно столетие – от 700 килограммов до 45 тонн. Это о многом говорит. Зачастую можно услышать: какие хорошие дороги были в царской России. На деле все иначе: менялась техника, менялся ее вес, трафик и, соответственно, нагрузка на полотно, – то, что сейчас переносят наши магистрали, было немыслимым для начала 20 века, – обратил внимание Дмитрий Иванов.

Среди экспонатов выставки также деревянная дорожная техника начала 20 века, которая в то время функционировала в нашем регионе: снегоочистители, которые в простонародье называли «утюгами», дорожные сани и другие образцы.

Дмитрий Иванов представил реконструкцию лаборатории «Автодора»:

– Отдавая дань уважения профессиям дорожной отрасли, мы решили уделить внимание и лаборантам – людям, благодаря которым менялись технологии строительства. Здесь собраны фотографии ветеранов, работавших в архангельских дорожных лабораториях, а также старое оборудование, на котором проводились исследования. Оно редкое, уникальное, кое-что мы нашли в подвалах САФУ, а что-то сохранилось в коллекциях «Автодора».

Рядом с лабораторией – импровизированный красный уголок, а по совместительству прорабская. Первым место прораба времен СССР примерил на себя Игорь Пинаев.

Все экспонаты в этом уголке – советского времени. Переходящие знамена – тогда все тресты, участки награждались ими за особые заслуги; образцы старой техники, литература.

– Телефон с красной кнопкой очень интересный – при ее нажатии со снятой трубкой абонент на том конце провода не слышал матов руководителя по поводу тех или иных недоработок, – рассказал Дмитрий Иванов. – Особенно я бы хотел обратить ваше внимание на первоапрельский номер стенной газеты «Дорожник» 1968 года. Газета сохранилась чудом – ее, сложенную вчетверо, обнаружили в папке с проектами. Потрясающее чувство юмора было присуще инженерам дорожной отрасли.

Дмитрий Викторович подчеркнул, что на выставке «От колеи до магистрали» собрано множество оригинальных, подлинных экспонатов, однако размеры зала не позволили показать и 20-ти процентов того обширного материала, который удалось собрать к юбилейной дате «Архангельскавтодора».

Надеемся, что дорожники исполнят давнюю мечту и создадут в Архангельске ведомственный музей, который будет посвящен строительству и развитию магистралей. Нужно показать людям, какой это громадный труд, ведь дороги – это артерии, кровеносные сосуды, которые сетью, словно живой организм, прошивают всю нашу страну. И без дорог нет будущего.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН