Случайное несчастье

Газета, Главная новость, Культура

В Архангельске в театре драмы им.Ломоносова прошла премьера спектакля “Случайное счастье милиционера Пешкина”.

Признаюсь честно, но в областной театр драмы имени Ломоносова на премьеры я всегда хожу с некоторой опаской. Связано это с достаточно неровной репертуарной политикой, когда в одном сезоне на сцене могут соседствовать, например, Островский и какой-нибудь драматург Коровкин. Вот и в новом сезоне сразу после премьеры гоголевского бессмертного “Ревизора” зрителю показали “Случайное счастье милиционера Пешкина” не столь известного драматурга из Астрахани Игоря Лысова. И, если в первом спектакле, несмотря на недочеты и режиссерский перебор с суетой, были и явные находки, то второй оставил в душе легкое недоумение.

В свое время мне довелось учиться на семинаре драматургии Литературного института имени Горького в Москве. Наш мастер – легендарная Инна Вишневская, учившая еще Вампилова, Угарова-младшего и Марию Арбатову, всегда говорила нам, будущим драматургам: “Пишите не пьесы, а роли. Ведь актерам не безразлично, что играть. Или Раневскую и Нину Заречную или какую-нибудь Маню”. Для меня слова мастера стали эталоном на всю жизнь. Как и ее ироничная оценка современных комедий, так активно идущих в российской провинции. Семечки, мусор, ширпотреб – обычно так называют многочисленные пьесы, массово ставящиеся в городских и даже областных театрах.

Не стала исключением и пьеса Игоря Лысова, взятая за основу спектакля Архангельского театра драмы “Случайное счастье милиционера Пешкина”. Первое удивление – вся история протекает в одном месте, то бишь, картинки не меняются. Ощущение полнейшей статичности и прямолинейности. Все полтора часа, что идет спектакль, мы видим квартиру милиционера Пешкина, где он проживает вместе с женой и дочерью. Такое чувство, что режиссер решил немного сэкономить, с целью повозить эту комедию по городам и весям Архангельской области. Этакий “эконом-вариант”.

Признаюсь, из подобных схематичных пьес сложно извлечь какую-то оригинальную режиссуру. Разве что переписать диалоги героев и перенести действие в другую плоскость, накрутить каких-то “иных смыслов”. Но режиссер Алексей Ермилышев экспериментировать не стал. Заявленный жанр “комедия” им и остался, фантазии не потребовалось. Зритель, привыкший к телевизионным сериалам, достаточно сносно принял спектакль. А искушенная публика вроде моего соседа – известного литературного критика и публициста, без конца ерзала и ждала антракт. И в итоге покинула зал еще до финальных аплодисментов.

Конечно, современные комедии на потребу дня нужны, у них всегда есть свой зритель. В 90-е годы «королевой жанра» была Надежда Птушкина, чьи пьесы с фурором шли на сценах страны и даже экранизировались. Но у Птушкиной, в отличие от многих других авторов подобных пьес, достаточно интересные сюжеты, любопытные диалоги и неплохие роли для актеров.

Пересказать сюжет же “Случайного счастья” можно в нескольких словах. 40-летний прапорщик милиции Николай Пешкин внезапно захотел поставить со своей семьей гоголевского “Ревизора”. Видимо, устав от милицейской рутины и образа “маленького человека”. На главные роли он назначил жену Валентину и дочь Аню, а на роль Хлестакова – задержанного до выяснения личности некоего Александра Харитонова. Достаточно незатейливо и без изысков.

Были смешные ситуации и реплики, частично удались актерские работы. Старался Александр Дубинин, сыгравший роль Пешкина. Хотя актеру с такой палитрой выразительных средств этот образ был, скорее, не совсем интересен. Порадовала молодая актриса Татьяна Сердотецкая в роли Ани, – органична, с элементами хорошей импровизации. Татьяна Боченкова в роли жены Пешкина несколько повторила свою коронную роль в “За двумя зайцами”, а Александр Зимин в роли Хлестакова-Харитонова выглядел бледновато. Но, повторюсь, то не вина актеров, что их роли были не на высоте. Если бы было что играть!

Единственный серьезный плюс спектакля – его не затянутость, одно действие, полтора часа. Диалоги хоть и местами казались многословными, не претендовали на философию. Сценография тоже показалась вполне условной, музыка вообще не оставила какого-то отдельного впечатления. Смущали кривляния жены и дочери главного героя при “вхождении в роли” Анны Андреевны и Марии Антоновны. А перепевка с “Ревизором”, недавно поставленным Андреем Тимошенко, была лишь текстовой, концептуальности не вышло, и, возможно, она и не задумывалась.

Ощущение от спектакля “Случайное счастье милиционера Пешкина” можно определить как “случайное несчастье”. То бишь, драматургу, режиссеру и актерам кажется, что все они делают хорошо, пытаясь вызвать счастье у зрительного зала. Но получается ровным счетом наоборот – несчастье, но случайное, не от отсутствия таланта или вредности. Однако неискушенный архангельский зритель, для которого Достоевский и Чехов тяжелы, а эксперименты и авангард чужды, будут с радостью смотреть такие незатейливые спектакли. Значит, что кто-то да и словит этот месседж счастья, посланный авторами…

Алексей МОРОЗОВ
Фото: Иван МАЛЫГИН