К медицине должна лежать душа

Газета, Главная новость, Люди и события

Школьники увидели, как оперируют настоящие хирурги, и узнали, зачем будущие фельдшеры «реанимируют» роботов.

О важности мотивации при выборе медицинских профессий, пожалуй, лучше не скажешь, чем в анекдоте, прозвучавшем на профориентационной встрече в СГМУ:

«Диалог между выпускником школы и его бабушкой-врачом.

– Ты куда решил поступать?

– В медицинский. Чтобы как в сериале «Скорая помощь»: приехали, раз, раз – и пациент оживает.

– Ну это тогда лучше во ВГИК».

Для того чтобы будущие студенты имели реальное представление о работе медиков, понимали, какие усилия предстоит приложить для получения специальности и что их ждет на профессиональном поприще, в последние годы уделяется большое внимание профориентации. Проводятся тестирования и дни открытых дверей, организуются встречи с врачами и экскурсии в медучреждения.

Принцип «только бы поступить» не сработает

Тринадцать учеников Шенкурской средней школы приехали в столицу Поморья, чтобы своими глазами увидеть, как работают высокотехнологичные клиники, и побывать в СГМУ – вузе, который многие из них рассматривают для дальнейшего поступления. О возможностях Архангельского онкологического диспансера и Первой городской больницы имени
Е. Е. Волосевич им рассказал министр здравоохранения региона Антон Карпунов.

Одну из главных особенностей профессии врача ребята ощутили сразу же. Несмотря на то что экскурсия проводилась в субботу, рабочий процесс не останавливался ни на минуту: проходят операции, оказывается помощь пациентам…

В онкодиспансере школьники побывали в операционной и в отделении реанимации, увидели современную технику: компьютерный томограф и линейный ускоритель, узнали, как они используются. У них была возможность пообщаться с заведующим радиотерапевтическим отделением № 1 Владимиром Кониным и задать ему вопросы.

В Первой городской больнице гости посмотрели, как работает срочная операционная, в отделении рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения им продемонстрировали возможности современного ангиографа. От заместителя главного врача по хирургии Виктора Поздеева они узнали о том, каково это для больницы работать в режиме скорой помощи и заниматься пациентами по самым разным профилям.

После визита в лечебные учреждения ребята отправились в Северный государственный медицинский университет. Директор центра довузовского образования и профессиональной ориентации СГМУ Марина Меньшикова рассказала о возможностях и условиях поступления. Она отметила, что в вузе серьезно относятся к профориентации, ведь только при наличии верной мотивации человек сможет выучиться и придет работать в систему здравоохранения.

– Важно, чтобы наши будущие студенты делали осознанный выбор, – отметила Марина Владимировна. – Были годы, когда мы отчисляли до 30 процентов первокурсников, потому что некоторые ребята приходили по принципу «только бы поступить» и не справлялись с нагрузками. Учеба у нас – это очень серьезный труд. Медицина, как и педагогика, призвание, к ней должна лежать душа.

Именно призванием было врачевание для уроженца Шенкурска Валерия Кудрявцева – известного детского хирурга, ректора Архангельского медицинского института с 1987-го по 1993 год. Марина Меньшикова рассказала ребятам о судьбе их земляка и поделилась воспоминаниями о нем: как он «продвигал» создание педиатрической службы, как удивлялись приезжавшие к нам иностранцы, наблюдая за его работой, – он мог, руками пальпируя ребенка, назвать диагноз.

– Поездка в Архангельск оставила добрые впечатления. Нас хорошо встретили, все – от министра до медицинских сестер с удовольствием рассказывали о профессии. Нам представилась счастливая возможность побывать в операционной, увидеть работу врачей. В СГМУ также было интересно, наши ребята получили много полезной информации, – поделилась педагог-психолог Шенкурской средней школы Светлана Ботыгина.

Школьников больше всего впечатлил визит в операционную.

– Очень интересно было наблюдать за работой хирурга, – рассказала одиннадцатиклассница Алина Вялкова. – Меня привлекает работа врача, я планирую поступать в СГМУ, скорее всего, на лечебный факультет.

Десятиклассница Полина Баранова с выбором профессии окончательно не определилась: помимо медицины, ей интересны психология и лингвистика. Тем не менее визит в медучреждения и СГМУ ее вдохновил.

– Удалось узнать много нового о профессии врача. Стало понятно, на что обратить внимание для дальнейшего поступления в вуз. Появилась мотивация изучать больше и больше, – рассказала Полина Баранова.

Экскурсии для школьников – не разовая акция, они организуются по мере возможности и потребности. Министр здравоохранения Антон Карпунов уже проводил такие встречи с ребятами из архангельских и северодвинских школ.

– Мне хотелось показать, что выбирать профессию врача надо прежде всего ради возможности совершить дело, которое будет кому-то полезно: спасти жизнь, помочь сохранить здоровье. Это основное в пирамиде мотиваций, – отметил Антон Карпунов. – Профессия врача сложная, и постичь ее можно только с большой самоотдачей. Нужно все время учиться. Смотрите, занятия в СГМУ идут до 18:40 – и так все шесть лет обучения. К этому нужно быть готовым. Даже если один-два человека из наших сегодняшних гостей в будущем выберут медицину, эта встреча прошла не зря.

Если у манекена подскочило давление

Профориентационная встреча состоялась и в Архангельском медицинском колледже. Это учебное заведение в рамках акции «Неделя без турникетов», организованной Региональным центром содействия профессиональному само-определению обучающихся Института открытого образования, посетили девятиклассники Заостровской школы.

– Мы ведем подготовку по пяти специальностям: лечебное дело, фармация, сестринское дело, акушерское дело, лабораторная диагностика. Сегодня в колледже обучается 827 студентов, из них 276 первокурсников, поступивших в этом году, – рассказала заведующая отделом практического обучения медколледжа Надежда
Фефилова. – У нас есть библиотека с доступом к интернет-ресурсам. Все обучающиеся осваивают различные информационные программы, поскольку в настоящее время все медицинские организации оснащены программным обеспечением. Медработник должен быть не только образован, но и вести здоровый образ жизни. Мы прививаем любовь к занятиям спортом нашим студентам. В колледже созданы хорошие условия для тренировок, у нас есть спортивный и тренажерный залы.

Надежда Фефилова подробно рассказала о каждой из пяти специальностей – какими навыками нужно обладать и чем предстоит заниматься после получения диплома, а также показала медицинский колледж.

Ребята увидели, в каких условиях постигают азы профессии будущие фармацевты, медсестры. Ну а самые яркие впечатления остались от посещения симуляционного центра, где проходят подготовку будущие фельдшеры, в частности, учатся отрабатывать реанимационные мероприятия. Там два кабинета: один – обычный класс для теоретической подготовки с элементами практики, второй полностью воспроизводит реальные условия, в которых приходится работать с пациентом фельдшерам: салон автомобиля скорой помощи и квартира.

– Для отработки навыков экстренной помощи используются манекены разного уровня сложности: от простейших до полностью роботизированных, – пояснил преподаватель Архангельского медколледжа Андрей Любов. – Симуляторы имитируют практически все функции человека. Они способны изменять зрачок, воспроизводить пульсацию, ритм сердца, артериальное давление, дыхательные движения, издавать различные звуки.

Завершилась экскурсия мастер-классом, во время которого школьницы смогли почувствовать себя медсестрами и на манекене учились делать подкожную инъекцию.

– Мы приехали сюда, потому что некоторые девочки хотят связать свою жизнь с медициной, – рассказала классный руководитель 9 «А» класса Заостровской школы Надежда Бугаева. – Знакомство с медицинским колледжем оказалось очень интересным. Его окончила моя дочь, сейчас учится племянница, а сама я первый раз увидела все своими глазами. Хорошее впечатление осталось. Колледж красивый, все уютно сделано и созданы хорошие условия для обучения.

Наталья СЕНЧУКОВА