В городе архангелитов вновь звонят колокола

Газета, Главная новость, Культура

В Дни Германии Поморская филармония пригласила на концерт, приуроченный к 250-летию Кирхи.

Гости Камерного зала Поморской филармонии побывали в «Исчезнувшем городе» – так называлась музыкально-художественная постановка, устроенная в честь солидной юбилейной даты.

Это сегодня Кирха – известный памятник архитектуры Архангельска, концертная площадка, особо почитаемая ценителями органной музыки, ведь именно здесь находится самый северный «король инструментов». Но еще столетие назад своды здания наполнялись и другими звуками – колокольных перезвонов, а в его двери входили не зрители, а прихожане – до 20-х годов XX века здесь была лютеранская церковь Святой Екатерины.

Немецкая слобода – город в городе, стертый временем с лица земли, появилась на карте столицы Севера в XVII веке. Ее жителей – иностранных купцов и предпринимателей – окрестили архангелитами. Выходцы из Германии и Голландии, Англии и Норвегии – в то время немцами здесь называли всех чужеземцев, не знающих русского языка. Все они оставили яркий след в истории Архангельска, обогатив жизнь города своими культурными и религиозными традициями.

Познакомиться с укладом жизни архангелитов гости вечера могли еще до начала концерта. В холле филармонии – целая галерея черно-белых снимков Кирхи в разные периоды ее существования, фото жителей Немецкой слободы, старинные книги из их домашних библиотек. А представители архангельского ресторана «Кабинет» (партнера Дней Германии в поморской столице) давнюю эпоху предлагали попробовать на вкус: традиционное меню кафе филармонии разбавили блюда, приготовленные по рецептам архангелитов. К примеру, очень популярен был пивной пирог, который хоть и считается фирменным немецким кушаньем, родился именно в Архангельске. Шеф-сыродел Борис Преловский приглашал на дегустацию двух видов сыров: один из них – с незатейливым названием «На бутерброд», другой – халуми. Традиционным сырным яством угощал и владелец «Кабинета» Владимир Преловский, представитель региональной национально-культурной немецкой автономии «Нордлихт», который уже успел завоевать сердца горожан эмоциональными рассказами о гастрошедеврах слободы.

– Раклет – это блюдо альпийских пастухов, они уходили на пастбище на несколько месяцев, соответственно, со временем продукты, которые они брали с собой, черствели, портились. И поэтому они нашли такое решение: брали зачерствевшую головку сыра, резали пополам и клали в костер, когда она нагревалась – специальным ножом соскабливали плавящийся сыр. «Раклет» с французского и переводится как «скоблить».

Популярные угощения архангельских «немцев» стали хорошим аперитивом перед принятием пищи духовной – гости вечера отправились бродить по улицам «исчезнувшего города». Ощутить дух давней эпохи им помогали артисты Поморской филармонии и Архангельского театра драмы. Голосами последних говорили из глубины времен жительницы слободы, их монологи – теплые воспоминания о счастливых мгновениях: богослужения на сочельник и волнительное ожидание встречи с рождественской елкой, первый бал и летние дни на даче.

Особой теплоты живым эмоциям из прошлого добавляла музыка симфонического оркестра, артисты которого играли на сцене в полумраке, будто бы боясь разрушить проявляющиеся образы «исчезнувшего города». Зримым его воплощением стали песочные картины от северодвинского художника Александра Менухова, доминантой этих «зыбких» полотен стала, конечно же, Кирха как центр мироздания для жителей Немецкой слободы.

Революция, объявившая войну религии, не оставила шансов и архангельской лютеранской церкви. В советские годы здесь разместили спортзал, а после – столовую. Город архангелитов исчез. Колокольный перезвон, то и дело наполнявший Камерный зал филармонии в честь праздника, возрождал его вновь и вновь.

Поздравить Кирху с юбилеем приехал пастор Петрикирхе – лютеранской церкви Санкт-Петербурга, пробст Евангелическо-Лютеранской церкви России по Северо-Западу Михаэль Шварцкопф.

– Отношения с Кирхой основаны на прошлом этого прекрасного здания, 250-летие которого мы празднуем в этом году, – отметил пастор. – До 20-х годов прошлого века это здание было лютеранской церковью, которая потом закрылась, но мы, лютеране России, очень рады, что в 80-е годы она открылась заново как место культуры. Вместе со звуками органа в это здание вернулась определенная лютеранская духовность. Для нас, лютеран, культура и религия очень тесно связаны, и для меня как пробста очень важно разделить со зрителями зала радость это прекрасного события.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН