Первый шаг к успеху помогли сделать валенки

Газета, Главная новость, Люди и события

Теплые сувениры от компании «Северная мануфактура» греют душу даже жителям Сибири и Ханты-Мансийска.

«Северная мануфактура» – предприятие молодое, но известное. Причем не только в Архангельске, но и за пределами нашей области. Его руководитель Надежда Лучинина (Пономарева), отвечая на вопрос о секрете успешного старта, говорит: «Это тот случай, когда созидательная энергия нескольких человек была направлена на одно дело, и, как следствие, получился хороший результат».

Популярность к «Северной мануфактуре» пришла благодаря милым сувенирным валенкам. Это уже потом появились подарочные наборы из войлока, фетра, льна, дерева и других экоматериалов, дизайнерская  одежда и аксессуары.

– Начиналось все восемь лет назад. Я на тот момент жила в Санкт-Петербурге и занимала крупную должность в строительной корпорации, занимаясь региональным развитием. Однажды наступил момент, когда по ряду причин я решила сменить сферу деятельности, – рассказывает Надежда Лучинина (Пономарева). – У моих давних друзей в Архангельске был небольшой магазин по продаже товаров ручной работы. И когда мы с ними встретились в новогодние праздники 2010 года и разговорились, возникла идея создания предприятия «Северная мануфактура», которое будет заниматься войлочной продукцией. Настрой изначально был амбициозным: мы намеревались делать и одежду, и всевозможные аксессуары. Но поскольку нужно было с чего-то начинать, решили: пусть это будет сувенирная продукция.

Масса идей, энтузиазм и по три тысячи рублей на человека – все, чем располагали начинающие предприниматели. Первые деньги на запуск проекта они взяли в долг у знакомых. Затем здорово выручил конкурс, проводимый региональным министерством экономического развития в рамках федеральной программы по поддержке малого бизнеса и созданию рабочих мест. Проект «Северная мануфактура» признали интересным, и его авторы получили субсидию на развитие – 300 тысяч рублей.

Работать начали весной 2010-го, а уже к концу года стало понятно, что выбрали верное направление. Осень оказалась богата на большие корпоративные заказы от местных компаний. Что касается 2011 года, то его можно назвать прорывным. Именно тогда «Северная мануфактура» прозвучала далеко за пределами региона.

– Наша компания попала в федеральный проект, организованный издательским домом «Коммерсант». Они выбирали несколько стартапов по всей России, чтобы в течение года в своем журнале «Секрет фирмы» писать статьи об их развитии. Так называемый «бизнес под стеклом», – вспоминает наша собеседница. – Мы подали заявку, и она была одобрена. Благодаря этому весь год присутствовали на страницах известного федерального издания . На нас обратили внимание по всей стране. С тех пор наша география постоянно расширяется. Сейчас мы сотрудничаем с партнерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Ханты-Мансийска, городов Сибири.

Еще одна удача в 2011 году, позволившая увереннее встать на ноги, – победа в номинации «Молодежный проект» на форуме «Команда 29». Благодаря этому компания получила дополнительные инвестиции на развитие – сумма небольшая, но тогда оказалась очень значимой.

Все совпало: была команда, много энтузиазма и вдохновения, была цель и вера в то, что все получится, – примерно так сейчас Надежда вспоминает о том время. Миниатюрные валенки с изображениями архангельских достопримечательностей быстро стали одним из востребованных северных сувениров. Разнообразие впечатляло: магниты, подвески и брелоки; валенки на лыжах, сноуборде или коньках; с цветными вставками на подошве или вышивкой, яркие со стразами или натуральных цветов шерсти… Их с удовольствием покупали на подарки архангелогородцы, охотно увозили с собой и гости-иностранцы.

– Конечно, некорректно утверждать, что до нас сувенирные валенки никто не делал. Этим занимались и раньше, но такие маленькие кулуарные мастерские. Мы же вывели это на поток, масштабировали. Наш вклад в развитие этой идеи заключается в том, что, после того как «Северная мануфактура» успешно заявила о себе, по всей России появились предприятия, которые стали делать то же самое, – говорит Надежда Лучинина (Пономарева).

А еще «Северная мануфактура» стала продавать свою продукцию через «валенкомат», установив его в гостинице «Двина». На тот момент это был уникальный опыт, и о нем не раз снимали сюжеты для московских и питерских телеканалов.

Сегодня компания не ограничивается сувенирами, а занимается производством упаковки из войлочных и стеганых материалов, картона, дерева. Работает со светоотражающими элементами, с аксессуарами для молодежи – делает сумки, очки, ремни, чехлы для гаджетов. Команда состоит из нескольких дизайнеров, мастеров, работающих на производстве, и отдела продаж – в зависимости от сезона на предприятии занято от 10 до 50 человек.

Ручной труд – бренд и особенность «Северной мануфактуры». Тем не менее компания пытается искать пути оптимизации и развития через технический прогресс. Производство ряда сувенирных продуктов было полностью механизировано, и скоро их запустят под новой торговой маркой «SmileNord».

Недавно Надежда Лучинина (Пономарева) выпустила книгу «Валенки и грабли. Записки русского предпринимателя».

– Начиналось все с дневниковых записей. Потом случился сложный период у нас в компании, когда мы расходились с партнерами. Это оказался длительный и болезненный процесс, очень затратный эмоционально. И записи стали для меня некой терапией. Вскоре я стала заниматься тренингами, работать как маркетолог, и у меня появились истории других компаний. Когда все это собралось воедино, я поняла, что материал можно адаптировать под книгу. Это не столько рассказ о предприятии «Северная мануфактура», сколько размышления о роли малого бизнеса, задачах и трудностях, уроках и достижениях. Это мой личный опыт как руководителя и собственника бизнеса. Кстати, сейчас я дополняю и дорабатываю книгу, так как ею заинтересовалось издательство из Санкт-Петербурга, – говорит Надежда.

У нее много планов, она стремится развиваться, интересуется всем необычным и интересным. Любой бизнес должен быть гибким для того, чтобы оставаться востребованным, когда ты перестаешь быть нужным людям, можно уходить с рынка, – об этом правиле руководитель компании никогда не забывает. Так что можно не сомневаться: «Северная мануфактура» нас еще не раз удивит и порадует необычными творческими находками.

Наталья СЕНЧУКОВА