Возвращенное благодеяние

Газета, Главная новость, Люди и события

Владимир Крупчак помог многим творческим людям Архангельска.

Традиции русского меценатства и благотворительности уходят корнями в XIX век, когда отечественные купцы, сколотившие огромные состояния, жертвовали на искусство, литературу, медицину и просто на помощь нуждающимся. Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Савва Морозов — эти имена вошли в историю России даже не столько как крупные капиталисты и владельцы заводов и пароходов, но, прежде всего, как меценаты.

В Архангельске до 1917 года тоже присутствовали свои «Мамонтовы» и «Третьяковы». Вильгельм Брандт, бывший одним из самых богатых людей страны первой половины XIX века, очень много средств жертвовал на развитие города. Купцы Сурков, Шергольды и многие другие активно помогали тем, кто нуждался в средствах. А городской голова Яков Лейцингер, бывший еще и известным фотографом, никогда не брал деньги за свои фотографии, предпочитая их дарить музеям и частным лицам.

После революции традиции меценатства были утрачены, им на смену пришел полный контроль государства за всеми сферами жизни. Художникам и писателям, если они были лояльны советской власти, создавали все условия для работы — издание книг, выставки, гонорары, дома отдыха, квартиры, студии, заграничные поездки. Однако в таких условиях нельзя было говорить о свободе творчества: или ты лоялен и имеешь все, или не согласен — и двери для тебя везде закрыты.

После распада СССР и возвращения понятия частной собственности появилось немало бизнесменов, «купцов», которых в народе окрестили «новыми русскими». Как правило, это были люди огромной воли и хитрости, но недалекого ума. Зарабатывали деньги легко и так же легко их тратили, в основном на свои удовольствия. Немногие понимали, что, кроме получения прибыли, нужно думать о прекрасном. И уж совсем было мало тех, кто последовательно и реально помогал творческим людям. Архангельску повезло, потому что здесь появился Владимир Крупчак.

Мне довелось побеседовать с несколькими художниками, музыкантами, театральными деятелями и все они взахлеб рассказывали о Владимире Ярославовиче. Кому-то он помог с организацией выставки, кому-то с выпуском книги, кому-то с постановкой спектакля и проведения фестиваля. «Крупчак — он всегда открыт. К нему можно прийти и попросить. Даже нет, не попросить. Просто рассказать о своем проекте. И он всегда сам откликается. Причем, не просит, чтобы его имя упоминали. Помогает, но без лишних слов и пиара», – такое расхожее мнение я слышал от нескольких представителей архангельской интеллигенции.

Заслуженный художник России Сергей Сюхин известен в Архангельске как живописец, иллюстратор книг и скульптор. Деньги на две свои скульптуры он получил от Владимира Крупчака. Речь идет о памятнике жителям военного Архангельска 1941-1945 годов и о монументе в память о северных конвоях.

– Владимир Ярославович — человек неравнодушный. Думаю, что играют роль корни, ведь он родился и вырос в деревне в Вилегодском районе Архангельской области. Простой, наш северный. Я ведь с ним практически не знаком, а мои идеи он одобрил и помог с их воплощением. Например, поддержал мою идею о создании памятника жителям военного Архангельска, где изображена женщина с иконой. А ведь это была реальная история: ходила женщина с иконой и молилась за Победу. И памятник северным конвоям тоже был нужен нашему городу, ведь это одна из самых славных и героических страниц, – отмечает Сюхин.

Дмитрий Трубин, также заслуженный художник России, известен далеко за пределами Архангельска, он неоднократно признавался одним из лучших оформителей детских книг в стране и за рубежом. С Владимиром Крупчаком он познакомился лет 20 назад и с тех пор они дружат.

– Во Владимире меня подкупила его искренность, открытость. Он не сильно разбирается в живописи, но всегда с уважением относится к тем, кто этим занимается. Его стихия — производство, заводы, управление большими коллективами. Но при этом он очень чуткий, даже ранимый человек. Его душа отзывается на окружающую красоту. Наверное, поэтому для него естественно помогать творческим людям, тем же художникам, в реализации их творческих замыслов.

Дмитрий Трубин рассказывает, что иногда просто делился с Владимиром Крупчаком своими мыслями о будущей книге.

– Сами понимаете, сегодня государство никак не помогает художникам. Это раньше, в СССР, была такая поддержка, сегодня рассчитываем на свои силы. Владимир всегда откликался, помогал, понимая, как много значит издание красочных детских книг. Кому-то с выставкой помог, кому-то с материалами для работы. Я знаю, что всегда могу набрать его номер и рассказать о том, что придумал. Не прошу денег, замечу, а просто посвящаю в свои планы. И он помогает им реализоваться, – говорит Трубин.

Печально, что сегодняшние бизнесмены Архангельска не шибко вкладываются в культуру. Ну, разве что копеечно. Видимо, масштаб личности все-таки играет роль, как бы это не отрицали скептики.

– Понимаете, Владимир — человек не без шероховатостей и изъянов, но он живой, настоящий. Нет к нему равнодушия, да и не может быть. Сейчас же мы часто видим другой тип людей у власти и в бизнесе — застегнутых на все пуговицы, закрытых, внешне не проявляющих свой темперамент. Конечно, не хватает региону таких, как Крупчак. Сильный, без преувеличения, человек, трудяга, целеустремленный, настоящий хозяин. И у такого хозяина в хозяйстве всегда порядок, – считает заслуженный художник России.

Не так давно «Лесозавод 25» помог в издании одной важной для Архангельска книги — знаменитого «Детства в Соломбале» Евгения Коковина. К слову, книга не издавалась более 40 лет и сегодняшнее молодое поколение о ней попросту не знает. Глава Архангельска Игорь Годзиш и Владимир Крупчак решили исправить этот пробел и вернуть городу на Двине бестселлер с новыми красочными иллюстрациями. Их выполнил заслуженный художник России Алексей Григорьев, который отметил, что это уже не первая помощь Владимира Ярославовича.

– Финансовую помощь оказал 25 лесозавод и, надо сказать прямо, Владимир Ярославович Крупчак, это по его решению книга была профинансирована, – сказал в интервью на презентации обновленного «Детства в Соломбале» Алексей Григорьев.

Заслуги Владимира Крупчака в деле благотворительности были отмечены Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым. Состоялась даже встреча, которую Владимир Ярославович очень тепло описал в своем недавнем интервью: «Конечно, в тот день мне было приятно ощутить на своей груди орден «За благодеяние», которым отмечают людей, внесших большой вклад в восстановление культурно-исторических памятников, ценностей православия и возрождение русских традиций. Но больше всего мне запомнились руки Алексия II. Я почему-то ожидал, что это будут этакие изнеженные ладони, но у нашего Патриарха оказалась крепкая и сильная рука энергичного мужчины. Настоящая десница! Меня это поразило до глубины души так, что я мгновенно ощутил ударный прилив сил, радости и воодушевления. Прежде, общаясь со священниками, никогда не испытывал ничего подобного… Эта встреча воодушевила меня на развитие нашей традиции корпоративного меценатства. Благотворительная деятельность уже более двадцати лет является одним из главных направлений политики социальной ответственности Группы компаний «Титан».

Долгие годы я работал в Архангельском областном театре драмы имени Ломоносова. Часто видел, в каком бедственном положении находится наша культура. Когда нет денег на постановки спектаклей, артисты считают копейки. Тогда мы часто мечтали, что у коллектива появится свой благотворитель, меценат. Каким был Савва Морозов для Московского художественного театра, созданного Станиславским и Немировичем-Данченко. Находясь внутри творческого процесса, я понимал, что мало родить идею и найти единомышленников для ее воплощения. Зачастую реализовать смелый замысел можно только с помощью бизнеса, понимающего духовные ценности.

Тем, кому в Архангельске помог Владимир Крупчак, и сегодня спустя годы, тепло вспоминают об этом. Рожденная книга или выставка, спектакль или фестиваль, – немалая часть успеха принадлежит тем, кто оценил, посодействовал, поддержал. Верится, что в Архангельске традиции меценатства в XXI веке не только не утратятся, но, наоборот, приумножатся…

Алексей Морозов
на фото – портрет В.Крупчака работы Д.Трубина