Родители должны не назидать, а поддерживать

Газета, Главная новость, Люди и события

Педагог-психолог Анастасия Лапшева о том, как подготовиться к экзаменам без стрессов и переживаний.

Через полгода у учеников 9 и 11 классов начнется непростой этап в жизни – экзаменационная пора. Казалось бы, до начала волны Государственной итоговой аттестации еще довольно много времени, но на самом деле уже сейчас школьники испытывают серьезное волнение по поводу приближающихся испытаний.

Как помочь им пройти этот этап и справиться со стрессом – именно об этом наш разговор с Анастасией Лапшевой, педагогом-психологом центра «Леда».

– Расскажите, какими трудностями и проблемами психологического характера опасен этап сдачи экзаменов?

– Этот этап является стрессовым как для 9-классников, так и для 11-классников: это связано с тем, что период нервного напряжения достаточно длителен, ведь готовиться к ЕГЭ и ОГЭ дети начинают за несколько лет. Все это время они испытывают определенное психологическое давление как со стороны педагогов, заинтересованных в том, чтобы экзамены были сданы успешно, так и со стороны родителей.

Кроме того, серьезным испытанием для школьников является и сам процесс сдачи экзаменов, особенно это касается учеников 9-го класса. Попадая в незнакомую обстановку, они испытывают нервное напряжение, а требования безопасности, которые предъявляются к площадкам проведения экзаменов: наличие охраны, видеонаблюдения, проверка документов, – это дополнительный стресс для ребят. Именно поэтому важно заранее обсудить с ними все нюансы, касающиеся процедуры проведения экзаменов, очень хорошо, если будет возможность предварительно посетить площадку того учреждения, где они будут проходить.

Зачастую ученики переживают, что не встретят на экзамене знакомых лиц: школьников распределяют по аудиториям, поэтому вероятность того, что за соседней партой в кабинете сдачи ЕГЭ будет сидеть их одноклассник – минимальна. А ведь для подростков очень важна такая поддержка – это еще один фактор, который влияет на нервное состояние ребят.

– Кому сложнее справляться с испытаниями, 9-классникам, которые впервые сталкиваются с ГИА, или 11-классникам?

– 9-классники относятся к этому проще, для них экзамены – промежуточный этап, так как большинство после тестирования продолжает обучение в школе. Кроме того, так как в школе вводится система выпускных контрольных работ, ребята уже отчасти заранее знакомы с процедурой.

Что касается 11-классников, процедура сдачи ЕГЭ гораздо сложнее, кроме того, у них возникает дополнительный страх: если в 9-м классе большинство из них были уверены в своем будущем, то в 11-м все совершенно по-другому, после итоговых испытаний выпускников ждет поступление и подача документов в высшее или средне специальное учебное заведение.

– Как необходимо вести себя родителям? Понятно, что нельзя нагнетать обстановку, но они же стараются мотивировать своих детей. Можно ли делать это без ущерба для школьников?

– Родители должны не столько назидать, сколько поддерживать и сопровождать ребенка на всем протяжении подготовки, причем сопровождение должно быть достаточно мягким: подростки чересчур чувствительны в эмоциональном плане, поэтому излишнее давление может вызвать у них отрицательное отношение ко всему происходящему.

Основная задача родителей – следить за тем, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, питался правильно и высыпался. Важно обратить внимание на его режим дня, на то, сколько времени школьник проводит за учебниками, а сколько отдыхает: обязательно нужно делать перерывы в подготовке.

Особый момент – пользование соцсетями. Этот процесс отнимает большое количество времени у школьников, поэтому необходимо по возможности ограничить время работы с гаджетами непосредственно в момент подготовки к экзаменам. После и до – можно, но не во время.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности школьников, их привычки. Многим ребятам, например, нужно фоновое сопровождение, поэтому, садясь за учебники, они включают музыку, телевизор. Родители, наоборот, считают, что посторонний шум мешает подготовке. Но на самом деле многие дети в такой обстановке действительно лучше концентрируются на заданиях, а вот в тишине их внимание рассеивается. Кому-то, наоборот, нужен покой – эти индивидуальные особенности нужно учитывать.

Один из главных страхов школьников – сдать экзамен плохо или не сдать вовсе, не оправдать ожидания родителей, педагогов и свои собственные. Родители, чтобы мотивировать детей, часто расписывают пессимистичный сценарий, мол, если не сдашь экзамен, хорошее будущее тебя точно не ждет. У подростков остается это в голове, и они действительно не видят иного варианта в случае неудачи. В силу несформировавшейся личности им сложно просматривать ситуацию на перспективу, они живут здесь и сейчас. Именно поэтому важно обсуждать с детьми запасные варианты развития событий, чтобы снизить у них уровень тревожности относительно будущего.

– Какова роль педагогов в психологической подготовке школьников к экзаменам?

– Основная задача учителей – передача детям знаний, они в курсе сильных и слабых сторон школьников, поэтому могут дать советы, какие темы стоит подтянуть. Кроме того,  именно педагоги информируют детей о том, как проходит процедура сдачи экзаменов. Наставники должны максимально доступно объяснить школьникам алгоритм действий, чтобы их подопечные не растерялись, попав в незнакомую обстановку.

– Ну а как школьники могут помочь сами себе? Например, что следует делать или, наоборот, не делать за день до экзамена?

– Самый оптимальный вариант – выспаться, а еще – не забыть про завтрак перед ЕГЭ. Базовые потребности организма должны быть удовлетворены, чтобы на экзамене ребенок на них не отвлекался. А вот зубрежка в ночь перед тестированием не поможет, вероятность того, что эта информация закрепится в долговременной памяти, что ее можно будет использовать, минимальна.

Отдельное внимание следует уделить питанию, так как энергозатраты при подготовке к экзаменам увеличиваются, несмотря на то что двигательная активность невысокая, необходимо употреблять в пищу продукты, богатые серотонином: бананы, шоколад, орехи. А вот на сладкое и мучное налегать не стоит, перерабатывая быстрые углеводы, организм будет вялым и сонным – в таком состоянии сложно сконцентрироваться на заданиях.

Кроме того, обязательно соблюдать водный баланс, но не стоит злоупотреблять кофе: он имеет эффект накопления, поэтому в определенный момент на переутомленный организм кофеин просто-напросто перестанет действовать. Кроме того, бодрящий напиток сильно обезвоживает, так что лучше пить просто чистую воду.

– Как вести себя непосредственно на экзамене, если волнение слишком сильное? Существуют ли какие-то техники быстрого расслабления?

– Есть определенные дыхательные методики. Традиционный совет: испытывая сильное волнение, следует сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Также можно использовать метод визуализации: буквально на минуту закрыть глаза и мысленно перенестись в то место, где хорошо и безопасно. Еще один прием – это концентрация внимания: необходимо «переключить» мозг с эмоциональных переживаний на рациональное мышление. Для этого нужно нарисовать на листе бумаги крестик и в течение минуты сконцентрироваться на нем, отгоняя все ненужные мысли и эмоции. После сделать пару глубоких вдохов, и можно спокойно возвращаться к заданиям.

Подготовиться к экзаменам психологически не менее важно, чем назубок выучить все формулы и исторические даты. Чтобы переживания и волнения не одержали верх, ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей, уверенность в своих силах, которую могут дать ему педагоги, ну и, конечно, обладать навыками действия в стрессовых ситуациях, уметь успокоиться и сосредоточиться не на эмоциях, а на том, что действительно важно.

Анастасия Лапшева:

Самый оптимальный вариант – выспаться, а еще – не забыть про завтрак перед ЕГЭ. Базовые потребности организма должны быть удовлетворены, чтобы на экзамене ребенок на них не отвлекался. А вот зубрежка в ночь перед тестированием не поможет, вероятность того, что эта информация закрепится в долговременной памяти, что ее можно будет использовать, минимальна

Подготовиться к экзаменам психологически не менее важно, чем назубок выучить все формулы и исторические даты. Чтобы переживания и волнения не одержали верх, ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей, уверенность в своих силах, которую могут дать ему педагоги, ну и, конечно, обладать навыками действия в стрессовых ситуациях, уметь успокоиться и сосредоточиться не на эмоциях, а на том, что действительно важно

Анна СИЛИНА