Все флаги в гости к нам

Газета, Главная новость, Политика и экономика

Экспорт может стать драйвером для развития экономики региона.

На этой неделе в пресс-центре «Российской газеты» прошел «деловой завтрак» с президентом Торгово-промышленной палаты региона Василием Сидоровским и руководителем Центра по внешним связям и проектной деятельности палаты Марией Мироновой. Тема общения с журналистами самая актуальная – внешне-экономическая деятельность предприятий Архангельской области.

Исторический тренд

Отношения с зарубежными партнерами – это тренд развития современных предприятий.

– Продукция, выпущенная в Архангельской области, к сожалению, обладает высокой себестоимостью: «северные» коэффициенты, социальные обязательства бизнеса, дорогое электричество и тарифы за тепло не позволяют на равных конкурировать с продукцией из других регионов России, – отметила Мария Миронова. – Выход здесь один – ориентироваться на внешний рынок, тем более что исторически Архангельская область всегда была включена в систему международной торговли.

Напомню, что через Белое море Россия торгует с XVI века: Англия, Нидерланды, Дания, – вот одни из первых торговых визави поморских купцов. Официально все началось с визита Ричарда Ченслера, искавшего северный путь в Индию, а нашедшего целую страну, богатую мехом, древесиной и рыбой.

Сегодня Архангельская область занимает 27 место по экспорту среди регионов России, обеспечивая чуть более 0,65 процента в общероссийском экспорте. В 2017 году объем экспорта оценивался в 1,79 млрд долларов, а за девять месяцев текущего года с зарубежьем наторговали на 2,02 млрд долларов. Опережают наш регион кроме явных лидеров-экспортеров (Москва – 144 млрд долларов, Тюменская область – 19,63 млрд долларов, Санкт-Петербург – 18,21 млрд долларов) соседи: Вологодская область (3,56 млрд долларов, 19 место) и Мурманская область (2,53 млрд долларов, 22 место). Есть к чему стремиться.

По структуре экспорта главными товарами являются топливо (41,89 процента), бумага и картон (15,25 процента), древесина и продукция деревообработки (15,23 процента). А вот рыба, казалось бы, традиционный продукт Поморья, занимает в экспортной корзине небольшую долю – всего 4,29 процента.

– Нам нужно развивать другие экспортные направления, – убежден Василий Сидоровский, президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Архангельской области. – Создавать продукцию с высокой добавочной стоимостью, внедряя инновационные технологии и разработки. Такой подход позволит в меньшей степени зависеть от сырьевых цен, колебаний валютных курсов и политической нестабильности.

Интерес к области есть

Сегодня эксперты фиксируют небольшой, но стабильный рост
регионального экспорта: кризис и падение торговли после введенных после «крымской весны» санкций преодолен. Иностранный бизнес нацелен на конструктивную работу и видит в Архангельской области большой потенциал. Интерес к продукции из Архангельской области демонстрируют как традиционные партнеры региона: предприятия Нидерландов, Франции, Бельгии, Великобритании, так и фирмы растущих экономик Китая, Индии, Ирана и даже Южной Кореи.

– Затишье, вызванное политическими причинами, прошло, – отмечает Мария Миронова, руководитель Центра по внешним связям ТПП Архангельской области. – Если еще год назад запросов от иностранных компаний на поиск партнеров или поставщиков в регионе было немного, то сегодня мы обрабатываем значительное количество заявок как из Европы, так и из Азии. Интересуют и традиционные экспортные товары: лес, пиломатериалы, рыба, и инновационные разработки. Бизнес заинтересован в развитии, поиске новых партнеров, создании международных коопераций.

Торгово-промышленная палата фиксирует и повышенный интерес к экспортной деятельности со стороны предпринимателей Архангельской области – бизнесмены готовы и участвовать в международных выставках и деловых миссиях, и создавать совместные с иностранцами проекты, открывая для себя новые и новые рынки.

Вот только несколько примеров. Известный в Архангельской области производитель детских кроваток заключил контракт с крупной китайской компанией на поставку экологичных заготовок для деревянных игрушек. Инновационное предприятие из Северодвинска, производитель уникальных «набивок» для энергоустановок, ведет переговоры о внедрении своих систем на предприятиях Индии и Латинской Америки. Маленькая фирма из Архангельска, разработавшая несколько видов охотничьих манков, планирует поставлять их в страны Европы и уже нашла там потенциального партнера.

Скандинавия проснулась

– Наши традиционные партнеры – скандинавские страны – активизировались в этом году, – рассказала Мария Миронова. – Только за последние два месяца прошло несколько крупных конференций, куда приезжали представители заинтересованного бизнеса Финляндии и Норвегии. А на 2019 год запланированы встречные бизнес-миссии и участие предпринимателей Скандинавии и России в международных отраслевых выставках, таких как «AquaNor» в Тронхейме.

Напомним, в сентябре в Архангельске прошла Российско-Финская конференция торговых палат, где обсуждались вопросы совместного развития ЛПК, совместные проекты в судостроении и развитии приграничных территорий. Две недели назад прошел большой семинар, посвященный развитию аквакультуры – на встречу с региональным бизнесом приехали представители больших норвежских компаний, лидеров в сфере выращивания рыбы.

С Норвегией вообще складываются очень тесные отношения. Все дело в том, что с 2018 года министерство иностранных дел этой страны возобновило финансирование проектов по сотрудничеству с российским бизнесом, проведение различных мероприятий, направленных на установление деловых отношений между двумя странами. Эффективность вложений оценивается просто – по объему торговли между странами.

Эксперты фиксировали падение экспорта из Архангельской области в Норвегию последние несколько лет: санкции, политическое давление и переориентация норвежского бизнеса на Мурманск сыграли против Поморья. Однако сегодня норвежский бизнес готов развивать отношения и с Архангельской областью.

– Норвежцы видят потенциал региона, понимают важность освоения Северного морского пути и не хотят упускать возможности для развития своих предприятий,– отметил Ярле Форбур, директор Российско-Норвежской торговой палаты. – Для норвежского бизнеса Россия – это возможность найти интересных партнеров, значит, и местные предприниматели получат возможность наладить продажи и реализовать новые проекты.

И примеры такого сотрудничества уже есть. Норвежская компания Elkem, занимающаяся варкой целлюлозы по инновационной технологии, искала в регионе поставщика качественной древесной щепы. После ряда переговоров  партнер был найден, и уже в 2019 году будет подписан контракт, а с весны организованы пробные поставки.

Англия – в числе партнеров

Добавьте к этому практически еженедельные посещения региона бизнес-миссиями различных стран, начиная от Индии и Южной Кореи, заканчивая Фарерскими островами, Италией и Великобританией. Цели у всех схожие – оценить возможности региона, увидеть его экономический и промышленный потенциал и завязать отношения с региональным бизнесом. В сферах интересов не только топливо и лес, но и рыба, продукты питания, электроника, одежда и даже дары северных лесов.

Успехом 2018 года можно считать то, что даже чопорная Великобритания заметила Архангельскую область. Президент ТПП региона участвовал в инвестиционном форуме «RussiaTALK», организованном русско-британской палатой в Москве. В рамках мероприятия обсуждались бизнес-связи в условиях сложного политического климата и взаимных торговых ограничений. Как выяснилось в ходе общения с принцем Майклом Кентским, англичане с интересом смотрят на возможности сотрудничества с предприятиями Архангельской области и готовы возобновить прерванные отношения.

– Поморье и Англия – два исторических торговых партнера, – отметил Василий Сидоровский. – Здесь, на Севере, началась государственная торговля России и королевства. Здесь и нужно ее возрождать.

Речь и идет именно о возрождении деловых отношений, ведь объем экспорта из Архангельской области последние годы неумолимо снижается: с 0,16 млрд долларов в 2016 году до 0,06 млрд долларов за девять месяцев текущего года. Пора принимать меры – это понимают и в Поморье, и на Британских островах. Уже в 2019 году Торгово-промышленная палата Архангельской области примет бизнес-миссию из Великобритании, чтобы показать возможности нашего региона, потенциальных партнеров. Вместе с тем в Англии ждут и предпринимателей из Поморья.

Эстония – ключ к Европе

В этом году Торгово-промышленная палата области открыла для предпринимателей региона еще одну страну – Эстонию, которая может стать «точкой входа» товаров северных предприятий в Евросоюз. С бизнес-миссией в эту прибалтийскую страну съездили несколько руководителей архангельских компаний.

– Все дело в уникальном положении Эстонии и отношении властей к иностранному бизнесу, – рассказала Мария Миронова. – Там активно развивают технопарки и логистические центры, услугами которых могут воспользоваться любые предприятия, в том числе и из России. Льготное и упрощенное налогообложение, удобные сервисы и физическое нахождение в Евросоюзе делают эту страну удобной для локализации бизнеса.

Нередка практика, когда российские производители проводят конечную «сборку» продукта в эстонских технопарках и автоматически получают «лейбл»: «Made in UE», или «Сделано в Евросоюзе», что существенно облегчает вход на рынки европейских стран.

– При этом основные производства, а значит, и налоговые отчисления остаются в России, а компания значительно расширяет рынок сбыта, – отмечает Мария Миронова.

Нужна инфраструктура

Вместе с тем повышенное внимание к проектам с иностранными компаниями заставляет задуматься и о вспомогательных инфраструктурных проектах: развитии порта, дорожной и железнодорожной сетей, создании современного  логистического «хаба», способного обеспечить потребности растущей международной торговли.

Сегодняшнее состояние архангельского порта вызывает больше вопросов, чем уверенности в его возможностях. Многие крупные предприятия, работающие, например, с Китаем, предпочитают переваливать грузы через порт Санкт-Петербурга. Целые составы пиломатериалов регулярно идут в Северную столицу, хотя могли бы обрабатываться в Архангельске.

Остро стоит вопрос и с созданием современного логистического центра, включающего в себя не только транспортные возможности, но и наличие «перехватывающих» складов, где предприниматели могли бы концентрировать грузы, объединять их в партии для дальнейшей отправки в Европу или Азию.

Все это нужно и для того, чтобы реализовать амбициозные планы по освоению Северного морского пути, – коммерческие грузы должны занять существенную долю в грузообороте по северным морям. Чем быстрее инфраструктурные проблемы будут решены, тем больших темпов роста можно ожидать от экспорта.

Денис ЗАГАЙНОВ