Одаренный ребенок – потенциальный лидер

Газета, Главная новость, Люди и события

Вопросы поддержки талантливых детей обсудили в областном центре.

В столице Поморья состоялось выездное расширенное заседание коллегии департамента образования администрации Архангельска с участием представителей Союза городов центра и Северо-Запада России. Эксперты обсудили эффективную систему выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей.

В актовом зале гимназии № 24 собрались специалисты и начальники профильных отделов, занимающихся развитием одаренных детей, из Калининграда, Череповца, Иванова, Твери, Ярославля, Вологды, Новодвинска, Северодвинска, Коряжмы, Котласа, а также руководители школ Архангельска, представители Совета руководителей образовательных организаций и члены коллегий.

Начальник отдела организационно-аналитического обеспечения департамента образования Елена Ростовская охарактеризовала существующую в Архангельске систему работы с одаренными детьми.

– Одними из приоритетных направлений развития образования в последние годы стали развитие и совершенствование условий для выявления и поддержки талантливых и одаренных детей. Мы также говорим и об успешных школьниках, чьи таланты могут раскрыться только при определенных искусственно созданных условиях. Важнейшим принципом системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей в городе является опора на квалифицированные кадры, лучшие практики образовательных учреждений, передовые методики обучения, непрерывность и преемственность, – доложила Елена Ростовская.

Она отметила, что в городе функционируют 116 образовательных организаций. Среди них 44 школы, 5 гимназий, лицей и открытая смена, а также 59 детских садов, 5 организаций дополнительного образования и центр психолого-педагогического сопровождения «Леда». В учреждениях обучаются и занимаются 56 500 детей, с которыми работают порядка 4 500 квалифицированных педагогов. Большинство из них имеют высшее профессиональное образование, 28 носят звание «Заслуженный учитель РФ», 32 отмечены знаком отличия, 135 – почетные работники сферы образования РФ, 382 имеют другие ведомственные награды в сфере образования.

Директор гимназии № 3 Елена Калинина представила модель сопровождения одаренных детей на примере профильных классов.

– Работа с одаренными детьми в последние годы является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Работая с категорией детей с повышенной интеллектуальной способностью, педагоги гимназии создают комфортные условия, чтобы воспитывать думающего, самостоятельно принимающего решения ученика, при этом всесторонне развитого, умеющего находить общий язык с окружающими и определившегося со своим выбором. У нас сложилась система по выявлению талантливых детей – психолого-педагогическое сопровождение, тестирование, банк данных талантливых детей, которые проявляют особые способности, индивидуальный подход к ним, организация внеурочной деятельности. На базе школы работает интеллектуальный клуб «КИТ», целью которого является развитие творческого кругозора, интеллектуальных и познавательных способностей. Кроме этого, организуется исследовательская деятельность. В 3-й гимназии английский и русский языки изучаются углубленно, ведется профильное обучение – есть социально-гуманитарный, информационно-технологический классы и  физико-математический класс «Роснефть», 17 процентов выпускников которого традиционно поступают на специальности нефтегазовой отрасли.

Директор центра дополнительного образования «Радуга» Елена Добрынина продемонстрировала пути развития детской активности на примере Детской организации «Юность Архангельска».

– Развитию лидерских качеств уделяется не меньшее внимание, чем развитию интеллектуальных способностей. Доказано, что одаренный ребенок – это потенциальный лидер. Важно развивать его возможности, чтобы лидерские качества позволили таланту раскрываться полнее. Сегодня современный гражданин должен характеризоваться как креативно мыслящий, потенциально активный человек, умеющий взаимодействовать и вести конструктивный диалог.

Директор гимназии № 24 Иван Белов рассказал о том, как активно их учреждение внедряет в работу информационные технологии. Открытая в 2017 году технозона Детского арктического технопарка области на площадке гимназии позволила увеличить число юных последователей инженерного образования, которые с увлечением занимаются робототехникой и 3Д-моделированием:

– Поддержка одаренных детей – одна из главных задач гимназии. Сегодня у нас обучается 1 100 человек, 75 процентов из них заняты в системе дополнительного образования. Мы считаем, что нужно идти в ногу со временем и развивать детское техническое творчество. Все активнее происходит внедрение новых технологий в нашу жизнь и увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. Президент подчеркнул, что нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки и секции. И это должно быть доступно каждому ребенку, – считает Иван Белов.

Директор гимназии № 6 Владимир Уткин отметил, что сотрудничество школы с СГМУ влияет на будущий выбор выпускников. 80 процентов из них традиционно поступают именно в медицинские вузы.

– Всегда было принято считать, что образование – консервативная отрасль, куда трудно привнести что-то новое. Но сегодня мы увидели отсутствие невостребованных, жестких, непродуктивных установок. Творчество отлично сочетается с высоким профессионализмом и желанием делать добро для ребенка, – сказала член коллегии департамента образования Татьяна Огибина.

Заместитель министра, начальник управления общего и дополнительного образования правительства Архангельской области Юрий Гнедышев добавил, что главная задача – это вовремя выявить одаренность детей и развить ее в правильном направлении.

Опыт архангельских учреждений образования высоко оценили представители других городов.

– На примерах коллег из Архангельска мы увидели, что уроки информатики и робототехники востребованы. Важно, когда техническое оснащение образовательных учреждений соответствует интересам современных школьников. Также мы услышали опыт других городов, в частности, нтересные наработки есть в Иванове и Калининграде, – прокомментировал заместитель исполнительного директора Союза городов Центра и Северо-Запада России Александр Крупкин из Великого Новгорода.

Завершая мероприятие, заместитель директора департамента образования Архангельска Елена Ерыкалова отметила, что в рамках коллегии состоялся конструктивный диалог, который позволил определить перспективы сотрудничества систем образования СЗФО.

Продолжила работу секции экскурсия в инженерный кластер гимназии № 24. В течение двух дней заседания прошли на площадках детского сада № 178, Эколого-биологического лицея, центров «Леда» и «Архангел».

Ксения ДАШЕВСКАЯ,
фото: Иван МАЛЫГИН