Когда дети считают быстрее калькулятора

Газета, Главная новость, Люди и события

Предприниматель из Архангельска учит малышей математике по особой методике.

Анастасия Хозяинова – победитель в номинации «Социальное предпринимательство» регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России».

Анастасия Хозяинова организовала в поморской столице интеллектуальный клуб iMaths, где ребята в форме игры осваивают ментальную арифметику по международной методике, обучающей детей быстрому счету. В основе подхода вовсе не сложные утомительные занятия, основанные на зубрежке цифр, а увлекательные уроки, открывающие ребенку многогранный математический мир, помогающие понимать его законы и применять полученные навыки в реальной жизни.

Совсем недавно Анастасия победила в региональном этапе конкурса «Молодой предприниматель России» в номинации «Социальное предпринимательство».

– Для меня эта победа тем ценнее, что я не готовилась к конкурсу, а просто рассказала о нашем проекте и моем видении, – делится она. – О своем  деле я могу говорить долго и с удовольствием, что и сделала на защите в уделенные мне 15 минут, результат меня приятно удивил.

Сама программа родом из Малайзии, в России же она появилась всего два года назад, но за это время успела приобрести популярность более чем в 30 городах нашей страны. Не исключение и Архангельск.  Эту методику Анастасия Хозяинова реализует также в Северодвинске.

– Дети от трех до шести-семи лет занимаются по программе «Креативная математика». Все базовые математические понятия даются доступным дошколятам языком, – рассказывает она. – Используются интересные средства обучения: различные кубики, шнуровки, танграмы (головоломки), необычные математические планшеты. Педагоги ищут новые подходы, к примеру, придумывают для ребят квесты – детям все это очень нравится, они приходят играть и в это же время приобретают знания.

Креативная математика не просто знакомит детей с наукой, но и учит их мыслить гибко и нестандартно, улучшает память и развивает воображение, ну а главный принцип в работе педагогов клуба iMaths – видеть и учитывать индивидуальность ребенка. Все это, по словам Анастасии, отличает клуб от стандартных курсов подготовки к школе.

– Есть подготовка к школе, где малышей посадили за парты и учат их 45 минут: письмо, чтение, математика. Но все это лишь формальные навыки. А ведь помимо этого, нужно развивать такие качества, которые помогут им в дальнейшей жизни: критически мыслить, уметь работать в команде. Это то, что большие корпорации сейчас хотят видеть в своих сотрудниках, – отмечает руководитель клуба iMaths. – Кроме того, у многих современных детей проблемы с концентрацией внимания, ведь вокруг слишком много отвлекающих маневров: радио, телевизор, планшет, компьютер, телефоны, плюс Интернет. Поэтому надо развивать такие качества, которые помогут им фильтровать информацию.

Два раза в год начинающие математики сдают международный экзамен, но даже такое серьезное испытание не влечет за собой стресс, как это обычно бывает.

– Мы формируем положительный опыт у детей: для них это маленький праздник, где выдаются какие-нибудь фирменные сувениры, значки, леденцы. Все работы мы отправляем в Малайзию, и оттуда для ребят приходят сертификаты международного образца, – говорит Анастасия. – Недавно у нас четырехлетний малыш сдавал экзамен  по креативной математике – он пришел такой серьезный, сосредоточенный и получил за свою работу сто баллов из ста.

Ребята от 7 лет и старше занимаются по программе ментальной арифметики Innovate – это обу-чение быстрому устному счету. Главным инструментом будущих «калькуляторов» становится абакус – специальные счеты. Когда дети пройдут определенный этап обучения, все действия они будут воспроизводить в уме за доли секунды. Наверное, каждый хоть раз смотрел видеоролики про маленьких гениев, на которых дети молниеносно складывают и вычитают многозначные числа и при этом шевелят в воздухе пальчиками – они как раз-таки воображают абакус. При этом вовсе необязательно быть вундеркиндом, обладать такими суперспособностями под силу каждому ребенку.

Дети обучаются поэтапно – начиная с простых примеров и заканчивая формулами. Чтобы освоить все уровни, нужно три-четыре года. Кто-то выбирает для себя просто сложение и вычитание, а кто-то нацелен на полный курс. При этом все занятия, так же как и у малышей, проходят нестандартно и интересно.

– Урок разбит на несколько частей, – рассказывает Анастасия Хозяинова. – За счет этого он очень разнообразный, и дети с удовольствием занимаются. Опять же, программа не только учит счету – она и логику развивает, и мышление ребенка, и скорость реакций. Наши дети успешно участвуют в соревнованиях: мы уже побывали на чемпионате по креативной математике в Сколково, а с чемпионата России по ментальной арифметике привезли третье место.

К слову, сама Анастасия никогда не была связана с точными науками – она получила специальность филолога и даже успела поработать учителем русского языка и литературы. Что же подтолкнуло ее окунуться в такую сложную для любого гуманитария область знаний?

– Я всегда боялась математики, потому что не понимала ее. Теперь размышляю: почему так произошло? Ну наверное, повлиял в какой-то степени формальный подход в школьном обучении: не нравится тебе – и пожалуйста, не занимайся. И я не хочу, чтобы мои дети испытывали такое же чувство страха перед математикой, как я. Это одна из причин, по которой я решила развивать именно это направление. Сейчас, когда я читаю различные статьи по обучению математике детей, вижу, что мне этого очень не хватало. Потому что это знания, которые помогают не только в изу-чении точных наук, а в целом позволяют выстроить систему мира, разложить в голове все по полочкам. Математиков всегда ценили в нашей стране, но многие талантливые люди уехали за границу, и хочется поспособствовать появлению новых гениев, – отвечает Анастасия Хозяинова. –  Все это не очень доходное дело, и идешь на чистом энтузиазме. Но я хочу для детей хороших педагогов, классных программ, новых неформальных подходов.

Наталья ЗАХАРОВА