На снегоходах через всю Россию

Газета, Главная новость, Спорт

В Архангельске сделали остановку члены экспедиции «Северная тропа».

Экстремалы стартовали на снегоходах 11 января из Мурманской области и в апреле планируют добраться до Камчатки. За все время экспедиции участники побывают в восьми регионах страны, а общая протяженность пути составит 17 тысяч километров.

В научной библиотеке САФУ состоялась пресс-конференция, в ходе которой смельчаки делились опытом экстремальных путешествий по Крайнему Северу. Трое магнитогорцев – штурман Геннадий Чернуха, механик Евгений Бердников и руководитель экспедиции «Северная тропа – 2019» Александр Табаков – уже преодолели 1500 километров. Далее трасса проложена через Мезень, Нарьян-Мар, Диксон, мыс Челюскин, Тикси, Чокурдах и Анадырь.

– Снегоход – это мобильное средство передвижения, которое позволяет добраться практически в любую точку. Мы не профессиональные спортсмены, для нас это увлечение. Опыт и современные технологии дают нам возможность передвижения даже в суровых условиях. Но наш девиз – это безопасность. Мы не боремся с непогодой – если встречаем ее, то пережидаем в палатках. Север очень красив, в то же время это полигон для испытания техники, одежды, пропитания, навигации, – поделился руководитель экспедиции «Северная тропа – 2019», депутат Магнитогорского городского совета Александр Табаков.

Готовятся к экспедиции путешественники заранее. Через жителей городов узнают лучшие маршруты, затем все сами просчитывают.

– Информацию берем из Интернета, связываемся с населенными пунктами. Держим связь с любителями снегоходов в регионах. Они подсказывают, где лучше проложить маршрут. Затем смотрим гугл-карты и прорабатываем сами, – сказал штурман Геннадий Чернуха.

Специальная одежда позволяет любителям ехать даже при экстремально низких температурах, она выдерживает мороз до минус 40-45 градусов. Но на своем пути мужчины встречали холода и до минус 52. В целях безопасности передвигаются путешественники только в светлое время суток.

– Обычно просыпаемся в 7 утра. Завтракаем, готовимся, собираем вещи. Стартуем, пока светло. Заранее не загадываем, где сделаем следующий ночлег. Иногда до населенного пункта остается всего 20-30 километров, но уже темно – и мы не рискуем, ночуем в палатке, где остановились, – добавил штурман.

Питаются снегоходчики в пути неприхотливой едой – «Сникерсы», рулеты, «Доширак», иногда строганина. Зато серьезно подходят к выбору снаряжения. С собой везут по несколько комплектов термоодежды – от самой тонкой до теплой флисовой. Передвигаются любители путешествий со средней скоростью 40 километров в час. Заправляют снегоходы в населенных пунктах. Запас топлива позволяет пройти автономно до тысячи километров.  Участники признались, что серьезных проблем на своем пути не встречали. Одна из главных трудностей – вода. Именно ручьи и реки создают самые большие неудобства в отличие от снега и холода. Ремонтом машин в команде занимается механик Евгений Бердников:

– Бывает, что от перегруза лопаются рамы. Но это уже не ремонтируется. А так берем с собой расходники на мелкий ремонт. Если возникнет что-то посложнее, дотащим снегоход до ближайшего населенного пункта. Снегоходы у нас серийного производства, самые обыкновенные, без специальной подготовки к северному пробегу.

В таком составе магнитогорцы уже не в первый раз покоряют Заполярье. За их плечами уже три больших путешествия. В 2011 году они отправились в снегоходное путешествие по Енисею (2 000 км), в 2012-м – по Лене (4 500 км). В 2013 году впервые в российской истории маршрут экспедиции растянулся на 11 600 километров – от Мурманска до Чукотки. Путешествие заняло четыре месяца. В мечтах экстремалов, что проект продолжат региональные эстафеты на снегоходах.

– Безусловно, это уникальный проект, который позволяет ближе познакомиться с красотой Русского Севера, – прокомментировал итоги пресс-конференции Николай Евменов, заместитель главы Архангельска – руководитель аппарата городской администрации. – Понравилось, что участники  серьезно относятся к системе безопасности. 17 тысяч километров – это огромный путь даже для автомобилиста, это почти половина экватора. Я сам люблю снегоходы, но такой путь – за пределами возможностей обычного человека. Для нашего общества сейчас очень важна популяризация здорового образа жизни, к тому же такое путешествие – это еще и дисциплина, хорошая организация процесса, плюс самоконтроль и взаимовыручка. Нам тоже может пригодиться бесценный опыт подобных путешествий, мы должны получить от этих людей как можно больше познавательной информации, чтобы потом использовать ее и в нашей работе. Архангельская область – уникальный край, и открыть все ее богатства можно при помощи таких вот экспедиций.

Ксения ДАШЕВСКАЯ