Сумоисты и кондитеры с компьютерным интеллектом

Газета, Главная новость, Люди и события

В Архангельске состоялся региональный фестиваль для школьников по техническому творчеству в области робототехники «RoboSTEM».

За аббревиатурой STEM стоят четыре понятия: наука (естествознание), технология, инженерное дело и математика. Это направление в образовании, в котором используются современные методы обучения, новейшее оборудование, где объединяются самые востребованные на сегодняшний день дисциплины. Поэтому STEM стал основой подготовки специалистов в области высоких технологий.

Эту учебную систему в рамках проекта «Начала инженерного образования» реализуют в архангельской гимназии № 24, которая уже давно зарекомендовала себя в качестве лидера в сфере научно-технического творчества. Здесь работает одна из площадок Детского Арктического технопарка, где школьники под руководством преподавателя информатики Дениса Копосова осваивают конструкторы, имеющие возможность программирования. Именно Денис Геннадьевич три года назад запустил «RoboSTEM». Фестиваль проводится гимназией № 24 и региональным министерством образования.

С особой атмосферой технического творчества гости и участники соревнований начали знакомиться уже в холле гимназии. Здесь можно было увидеть фотовыставку созданных ребятами умных машин, принять участие в мастер-классе по рисованию 3D-ручкой, узнать, как работают биороботы,  управляемые мускулатурой человека, и многое другое.

На втором этаже расположились площадки для проведения конкурсных испытаний, а в актовом зале состоялась церемония открытия фестиваля. Участников, педагогов и родителей ребят с началом большого технопраздника поздравил директор 24-й гимназии Иван Белов.

– Сегодня очень радостный день, потому что вот уже третий раз на территории нашей гимназии проходит этот замечательный фестиваль по техническому творчеству. За год у нас произошло много изменений: открыт центр робототехники, который мы называем инженерный кластер, в апреле 2018-го создан восьмой класс с углубленным изучением информатики и математики, со следующего года планируем открытие 10-го инженерного класса, то есть мы не стоим на месте, – подчеркнул Иван Александрович. – Радостно, что сегодня в фестивале принимает участие более 200 человек, более 30 тренеров, которые приехали к нам со всего региона.

Чтобы помочь начинающим инженерам, программистам, кибернетикам раскрыть свои таланты, в Поморье создаются школьные инженерные лаборатории, центры инновационного молодежного творчества, STEM-центры, детские технопарки. Поэтому и фестиваль «RoboSTEM» уверенно набирает обороты.

– С каждым годом участников становится все больше и больше, и мы уже даже не помещаемся в нашем актовом зале, – сказал Денис Копосов. – Хочется в первую очередь отметить руководителей команд. 33 тренера готовили участников фестиваля – для нашей области это очень много.

Фестиваль проходил в нескольких номинациях, в каждой из которых участники делились как минимум на две возрастных группы. Спортивная робототехника была представлена на площадке «Робототехника LEGO MINDSTORMS». Запрограммированные машины выступали в роли футболистов и биатлонистов, как настоящие борцы сумо, пытались вытолкнуть друг друга за пределы поля, а также преодолевали лабиринты, выполняли чертежи и многое другое. Каждая команда могла выбрать для себя две трассы.

Пятиклассницы Виктория Елизарова и Виктория Афанасьева из 24-й гимназии испытывали свой умный механизм на трассах «Траектория» и «Кегельринг-КВАДРО».

– Мы решили заниматься робототехникой, потому что это интересно, нам нравится программировать и работать с компьютером. Думаем, техническое творчество одинаково подходит и для мальчишек, и для девчонок, потому что девочки тоже могут стать программистами, профессорами, у всех равные возможности, – считают школьницы.

Трасса «Земля Франца-Иосифа» касалась одного из важнейших экологических вопросов – ликвидации накопленного на архипелаге мусора.

– Здесь задача – выдвинуть бочки с красными метками за пределы черной линии, при этом опрокидывать их нельзя, – пояснил шестиклассник Егор Митинев, выступающий на соревнованиях за Дворец детского и юношеского творчества.

Участникам конкурса «Инженерный проект» необходимо было представить готовую рабочую автоматизированную техническую модель. Ребята показали множество интересных устройств: среди них – дельта-робот, проверяющий целостность упаковки, моноколесо, ткацкий станок и даже робот-кондитер, создающий многослойные пирожные.

Самые маленькие любители технического творчества мерились интеллектуальными силами на площадке «Первый шаг в робототехнику» – здесь состоялась олимпиада для школьников первых-третьих классов. Ребятам предстояло собрать робота и запрограммировать его на выполнение указанного задания.

– Участники здесь разделены на четыре возрастные категории, – пояснил один из членов судейской коллегии Максим Акулов. – Есть, например, соревнование – проехать трассу: нужно придумать такой механизм, чтобы он проследовал по заданной траектории и уложился в отведенное время. Еще одно задание можно назвать мини-сумо – оно проводится на более простом микроконтроллере, но суть та же: создать робота, который вытолкнет с поля другого. Третье задание – проехать полосу препятствий и выстрелить в цель. На сайте задания расписаны заранее, но подробности участники узнают непосредственно перед началом соревнования.

Гостем фестиваля стала заместитель председателя областного Собрания депутатов Надежда Виноградова. Она отметила, что подготовка специалистов в области информационных технологий – одна из приоритетных задач современности, а потому так важно воспитывать талантливые кадры уже со школьной скамьи.

– Высокие технологии и сложные инженерные решения все глубже проникают в нашу жизнь: в производственную сферу, в науку и даже в быт. И поэтому здорово, что в Архангельске и области создаются условия для того, чтобы ребята могли постичь азы программирования, конструирования и роботехники еще в школе, – подчеркнула Надежда Ивановна. – Сегодня мне было очень приятно оценить результаты работы ребят, проделанной в рамках форума. И я хочу сказать огромное спасибо организаторам этого фестиваля и лично директору гимназии № 24 Ивану Белову за то, что им удалось создать юным инженерам замечательные условия для работы и общения.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Игорь САВИЧЕВ