Словарь для новых Чилингаровых

Газета, Главная новость, Культура

В архангельской школе № 45 презентовали «Арктическую азбуку».

«Арктическая азбука» – это интерактивный словарь для младших школьников. Издание знакомит читателей с обитателями арктических морей и островов, с покорителями земли белого безмолвия, а также открывает тайны изучения высоких широт.

На каждую букву в пособии представлено несколько слов, которые связаны с Арктикой, и дано их определение. Каждый термин сопровожден яркими иллюстрациями: рисунками, фотографиями, картами. К примеру, на букву «п» ребята найдут информацию о песце, узнают о том, что такое полярный круг, полярное сияние и что представляет собою птичий базар.

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров, 500 из которых переданы школе № 45. Именно ее педагоги совместно со специалистами национального парка «Русская Арктика» и группой ученых САФУ разработали уникальный образовательный проект «Арктиковедение».

– Самым главным и серьезным результатом этого проекта является издание «Арктической азбуки», где собраны ключевые понятия, основные слова и определения по теме Арктики – от «а» до «я», – подчеркнула Лидия Елькина, директор школы № 45. – Мы надеемся, что это пособие будет интересным и полезным как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности не только в нашей школе, но и в школах города и, возможно, всей области.

Гости большого праздника, посвященного Арктике, высоко оценили новую книгу.

– Это пособие, мне кажется, будет интересно не только младшим школьникам, но также и старшеклассникам, и взрослым, в том числе и нам, политикам, – сказала Валентина Сырова, председатель Архангельской городской Думы. – Большое спасибо за проделанную работу, это огромный труд. Будем воспитывать настоящих патриотов, которые будут прославлять наш край, и я думаю, что сегодня в зале, не побоюсь сказать, присутствуют новые Чилингаровы.

Благодарность за идею «Арктической азбуки» и ее воплощение директору 45-й школы Лидии Елькиной и руководителю нацпарка Александру Кирилову выразила и зампред областного Собрания депутатов Надежда Виноградова.

– Эта книга – удивительная: все, что мы знаем об Арктике, авторский коллектив сумел рассказать простым интересным языком. И хотелось бы, чтобы азбука стала хорошим другом, верным спутником, проводником для наших детей. Потому что, может быть, именно она поможет кому-то стать продолжателем освоения Арктики, поможет в выборе профессии, – отметила Надежда Ивановна. – Арктика – это кладезь ресурсов, развитие Арктики – одна из ключевых задач не только России, но и мира в целом, – мы все время говорим об этом регионе серьезными словами, и сегодня благодаря новому интерактивному словарю и проекту «Арктиковедение» у нас появилась возможность рассказать детям, какое богатство, какой потенциал имеют эти земли. Я считаю, что эта идея за последнее время – прорыв в образовании, и очень хочется, чтобы программа «Арктиковедение» стала базовой для школ города Архангельска и всей области.

Ученики первых-четвертых классов 45-й школы не дали усомниться в том, что среди них есть будущие исследователи высоких широт. Они уже успели познакомиться с «Арктической азбукой» и поделились с гостями зала, что нового они узнали, путешествуя по страницам издания, представили даже целые проекты и, конечно, творческие работы.

Среди них – нарвал в технике валяния, мочалка из арктических водорослей, календарь арктических дат, сказка в духе писаховских небылиц «Как мужик за льдиной ходил» и многое другое. Четвероклассницу Люду Жданову «Арктическая азбука» вдохновила на создание игры, которую девочка назвала «Животные Арктики».

– Игра состоит из 14 различных карточек и цветного кубика. На каждой карточке изображено животное и его основные характеристики. Суть в том, чтобы сравнивать обитателей Арктики между собой по одному из параметров, ну и таким образом многое узнавать о них. Игру можно использовать как на переменах, так и на классных часах и краеведческих занятиях, – рассказала школьница.

В честь дня рождения моржа, который отмечается во всем мире 24 ноября, ученики четвертых классов сделали в технике папье-маше целое лежбище моржей в бухте Тихая, изготовили книжки-малышки и даже создали мультфильм под названием «Морж Мося, тупик Ося и отважный полярник». Не менее масштабно обещали отметить и Международный день белого медведя, который приходится на 27 февраля.

По завершении творческой части праздника состоялась презентация проекта «Арктиковедение». Эта программа внеурочной деятельности рассчитана на учеников начальной школы, однако в планах – продлить курс до девятого класса. Разработано пять разделов: «Царство снега и льда», «Покорение Арктики», животный и растительный мир, «Народы Крайнего Севера». Предусмотрены разные формы занятий: тесты, рисунки, викторины, игры, диктанты, коллективные творческие дела и, конечно, проектная деятельность, которой в 45-й школе уделяется особое внимание.

– Наша главная цель – растить патриотов с малых лет – через природу, культуру и историю освоения Арктики. Мы ставим задачи сформировать с первого класса интерес к Арктике, воспитать экологическую культуру, заботливое отношение к природе, – сказала Ирина Гмырина, заместитель директора по начальной школе.

Директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов поблагодарил руководство и коллектив школы за совместную работу над проектом.

– Без 45-й школы наши задумки остались бы на уровне разговоров или научно-популярной брошюры, вы помогли все наши разрозненные мысли собрать воедино, правильно методически их обработать. Ведь стоимость идеи, просто высказанной вслух, очень мала, а вот продумать сам курс, создать учебник – это тяжелый труд, – подчеркнул он.

Директор нацпарка также рассказал о дальнейших планах по развитию проекта. Так, продолжится сотрудничество с САФУ: студенты вуза, увлекающиеся IT-технологиями, будут разрабатывать приложения для смартфонов и компьютерные игры по арктической тематике для школьников. Кроме того, намечено издание детской арктической энциклопедии.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН