Мы вам поможем – диктуйте номер карты

Газета, Главная новость, Люди и события

Примерно так мошенники воруют ваши деньги, предлагая защитить их от мнимых злоумышленников.

Надо ли пояснять, что, разыгрывая операцию по спасению ваших кровных сбережений, сами же звонившие и списывают средства с ваших банковских карт. На минувшей неделе подобным атакам подверглись клиенты Сбербанка.

Остановим незаконную транзакцию?

Посреди рабочего дня мне на мобильный телефон позвонили с московского номера 495-369-15-47. Мужчина с хрипотцой в голосе, явно не молодой, обратился ко мне по имени-отчеству и представился Максимом Романовым, сотрудником службы безопасности Сбербанка России. Дескать, звонит он мне из центрального офиса из Москвы, с улицы Вавилова.

Подобное представление насторожило сразу – во-первых, не будет служба безопасности центрального офиса заниматься региональными клиентами, да и вообще Сбербанк никогда не звонит по таким вопросам. Голос и манера общения, кстати, тоже далеко не московские и не менеджерские. Да и телефон не «сберовский». Сразу понимаю, что это явная разводка, но журналистское любопытство сработало. Ладно, думаю, посмотрим, как ты, жулик, будешь выкручиваться. Далее диалог развивается примерно следующим образом.

– Только что с вашей банковской карты пытались списать четыре тысячи рублей, – сообщает мне «Максим». – Деньги хотел снять житель Тюменского региона Юрий Павлович Орлов. Вы знаете такого? Диктовали ему свои реквизиты?

– Нет, – подыгрываю я.

– Остановить для вас незаконную транзакцию? Тем самым мы сохраним ваши денежные средства на карте.

– Конечно, остановите, – едва ли не благодарю «благодетеля», но больше всего меня забавляет, что на данный момент на моей «сберовской» карте и тысячи рублей не наберется, только накануне сняла деньги на крупный платеж. А банковский счет, не привязанный к карте, надежно защищен от «левых» списаний. Так что волноваться нечего.

– В таком случае, чтобы мы смогли оперативно защитить ваши счета от взлома, продиктуйте, пожалуйста, номер своего банковского счета или номер карты. Есть под рукой? Диктуйте, я записываю, – открывает карты мошенник.

– Вот незадача, карту дома оставила, а счет, естественно, на память не скажу, – я уже откровенно резвлюсь. – Наверное, мне лучше обратиться в офис банка сейчас.

– В таком случае есть риск, что ваши карты банк заблокирует на 15 календарных дней и вы не сможете ими воспользоваться. Вы даже в «Сбербанк-онлайн» сейчас не войдете, но мы сможем оперативно исправить ситуацию. Может, все же найдете возможность сообщить нам номер карты, – не сдается лже-Максим.

– Нет, не сообщу. И вообще, я привыкла с подобными вопросами обращаться только напрямую в банк. Так что, если даже произойдет блокировка, офис Сбера у меня через дорогу. А вот ваша, господин Романов, дорога, судя по всему, скоро приведет в полицию.

Звонивший тут же ретировался.

«Бот» увел десять тысяч

Буквально на следующий день подруга позвонила, возмущается: муж «повелся» на подобную историю и у него с карты Сбербанка списали 10 тысяч рублей. Повезло еще, что там всего-то 12 тысяч лежало, было бы больше, «десяткой» бы не ограничились. Но и эта сумма немаленькая – это вам не рубль потерять, тем более обидно, что по собственной глупости и доверчивости.

– Когда мужу позвонили, жаль, меня рядом не было, я бы не позволила ему такую ошибку совершить, – сокрушается подруга. – Звонок с московского номера 495-190-01-13, девушка обратилась к нему по имени-отчеству, представилась работником банка. И сообщила, что с его карты только что пытались незаконно списать деньги. А далее все просто: мол, если вы сейчас сообщите нам номер вашей банковской карты, мы защитим ваши деньги, переведя их в специально защищенную ячейку. Он так растерялся, что продиктовал номер.

Более того, та же девушка услужливо подсказала, что секретный код карты они не имеют права спрашивать как сотрудники банка. И тем самым окончательно усыпив бдительность мужчины, сообщила, что сейчас переключит его на «бота». Раздался характерный писк, ничего не подозревающая жертва мошенников продиктовала якобы «роботу» трехзначный секретный код.

И даже когда обманутому мужчине на телефон пришло СМС-сообщение о списании с его карты «десятки», он до последнего продолжал верить, что это банк спасает его деньги, что они теперь в защищенной ячейке и вот-вот ему должны перезвонить. Так бывает – мы до последнего надеемся на лучшее и не хотим признаться себе в том, что попались на удочку мошенников. Но звонка все не было. Он непрерывно набирает высветившийся московский номер, но тщетно – сначала в ответ «номер занят, вам ответит первый освободившийся оператор», а потом и вовсе телефон отключился. Только тогда пришло осознание, что по доверчивости подарил жуликам свои деньги. Конечно же, он обратился в полицию, написал заявление, но шансы, что ему удастся вернуть свою кровно заработанную «десятку», далеко не стопроцентны.

Хорошо еще, что в полицию пошел. Многие просто не хотят связываться или не верят в результат, зачастую людям бывает стыдно признаться, что попались на такую простую «разводку». Тем не менее, как нам пояснили в пресс-службе регионального УВМД, чем больше таких обращений от обманутых граждан поступит, тем больше шансов, что преступление будет раскрыто, что другие люди не пострадают от действий злоумышленников.

Возьмешь паузу – сохранишь деньги

Да, подобные дистанционные мошенничества, действительно, очень сложно раскрываются. Обманы по телефону, через социальные сети, через сайты тем и сложны, что преступники находятся за тридевять земель, вычислить их непросто. Тем не менее нашим полицейским не раз удавалось вывести мошенников на чистую воду, иногда для этого приходилось выезжать в другие регионы. Так что если уж лишились вы своих денег – немедля обращайтесь в правоохранительные органы, не давайте времени злоумышленникам, чтобы замести следы.

Но лучше все же проявить бдительность и не стать жертвой обмана. Сколько твердят о том, что сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам с просьбой назвать номер карты или счета, секретный код или сообщить пароль доступа к онлайн-операциям. И пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что вам позвонили на мобильный телефон и назвали ваше имя и отчество. Мошенники даже могут знать ваш адрес и имена детей. К сожалению, персональные данные сегодня легко продаются и покупаются. И сотрудники банков здесь зачастую ни при чем. Вспомните, сколько раз за год вы диктуете свои персональные данные и номер телефона при покупке различных товаров, особенно в кредит (там еще и паспорт ваш копируют), при посещении мед-учреждений и различных салонов. Большую информацию о вас могут дать социальные сети: номер вашего автомобиля на фото, места учебы и имена детей и прочее. Всем этим могут воспользоваться преступники, чтобы разузнать о вас побольше.

Так что не ведите телефонный разговор с мошенником, просто повесьте трубку. Если есть опасения, что вашим деньгам на карте что-то или кто-то угрожает, перезвоните в свой банк. Номер телефона указан на обороте банковской карты. Вы даже можете заблокировать ее, а потом лично приехать в отделение банка и все выяснить. Помните, мошенники всегда действуют быстро, напором, их цель – не дать жертве возможности опомниться. И порой всего минута размышления может спасти ваши банковские счета от опустошения. Остановитесь, подумайте, посоветуйтесь с кем-то, если никого нет рядом в этот момент, перезвоните своим родственникам и знакомым. Недаром полицейские говорят про подобные случаи: «возьмешь паузу – сохранишь деньги».

Софья ЦАРЕВА