Выезд на встречную

Газета, Главная новость, Люди и события

На пресс-конференции в региональной Госавтоинспекции подвели итоги минувшего года и обратили внимание на рост дорожно-транспортных происшествий.

Январь нового года ворвался в нашу жизнь тревожными вестями – словно фронтовые сводки, приходили сообщения об авариях, в которых гибли люди. Причем не поодиночке, сразу двое, трое, а то и четверо погибших, выжившие – в больнице с тяжелыми травмами. И виной всему – непродуманный обгон, выезд на полосу встречного движения.

На дорогах гибнут люди

Как сообщил на пресс-конференции начальник Управления ГИБДД УМВД России по Архангельской области Алексей Максимов, ситуация остается сложной.

– За 2018 год в области произошло 1507 дорожно-транспортных происшествий, 123 человека погибли и почти 2 тысячи получили ранения. В цифрах положительная динамика есть: если сравнить с 2017 годом – 1521 ДТП и погибло 125 человек, а в 2014-м было более 1900 происшествий, которые унесли жизни 213 человек. Но гибнут люди, вдумайтесь – 123 человека! Самое распространенное ДТП – почти 40 процентов от общего числа – столкновение транспортных средств, наиболее опасны лобовые столкновения при обгоне. Наезд на пешехода – порядка 30 процентов, но доля этих происшествий постепенно уменьшается. На третьем месте – опрокидывание транспортных средств – 13 процентов, – подвел итог Алексей Максимов.

На особом контроле находится детский травматизм. По итогам 2018 года наблюдается снижение ДТП с участием детей, меньше стало и раненых, но в то же время семеро погибших (в 2017-м – пять человек). Алексей Иванович отметил, что разъяснение правил дорожного движения в детсадах и школах, проведение уроков безопасности, работа сотрудников ГИБДД с детьми приносит свои плоды. Ребята правильно переходят дорогу, активно используют светоотражатели. В итоге они меньше попадают в аварии как пешеходы. В то же время дети-пассажиры по-прежнему страдают по вине взрослых, которые забывают о детских креслах и ремнях безопасности.

Сообщи о пьяном водителе

Еще одна наболевшая проблема – пьянство за рулем. Такой водитель – мина замедленного действия, потенциальная угроза и другим водителям, и пешеходам.

– Здесь показатели нас не радуют, хотя на протяжении четырех лет идет снижение аварий с участием пьяных водителей. В 2018 году этот показатель стал меньше на 6 процентов, – рассказал Алексей Максимов. – Но по сравнению с общероссийскими данными доля «пьяных» ДТП у нас выше – более 12 процентов от общего количества, то есть по вине нетрезвых водителей произошла каждая восьмая авария.

В борьбе с пьяницами за рулем многое зависит от активности граждан, ведь сотрудникам ГИБДД в одиночку не справиться. Только за прошлый год число транспортных средств в области увеличилось на 13 тысяч, растет и число начинающих водителей, следовательно, и уровень аварийности повышается. Поэтому каждый из нас должен проявить гражданскую активность. Сотрудники кафе, АЗС, неравнодушные горожане сообщают о пьяных водителях по телефонам доверия, в соцсетях. В прошлом году поступило более 5,5 тысячи звонков, из них по 3 тысячам водителей привлекли к ответственности за различные нарушения. Естественно, не все обращения подтверждаются, кто-то, например, хочет «насолить соседу», иногда звонившие ошибаются. Тем не менее только по сообщениям граждан более 900 водителей были остановлены в пьяном виде. Представьте, сколько аварий удалось предотвратить и, возможно, спасти чьи-то жизни.

В целом по региону за год 4 тысячи человек привлечены к ответственности за вождение в нетрезвом состоянии. Но даже большие штрафы и лишение прав не останавливают «автопьяниц». Законом введена уголовная санкция за повторную пьянку за рулем, и наказание там серьезное, вплоть до реальных сроков. Тем не менее некоторые по несколько раз предстают перед судом, но продолжают пить за рулем. Выход один – сделать наказание еще более жестким, ведь пьяный водитель – это однозначно преступник.

Отметим, что на днях Госдума приняла в первом чтении два серьезных документа. Первое – это ужесточение наказания для пьяных водителей, покинувших место ДТП, при котором пострадали люди. Второй документ – введение института народных инспекторов. Кроме того, с этого года реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги». В результате к 2024 году число погибших на сто тысяч населения должно равняться четырем. Сейчас у нас этот показатель – более десяти. И добиваться этого нужно всем миром, ГИБДД должна работать в тесной связке с населением региона.

Выиграешь минуту – потеряешь жизнь

Помню, в советское время был такой плакат на ж/д вокзалах, призывающий не перебегать пути перед поездом. Актуален он был бы сегодня и на дорогах.

– В январе-феврале этого года произошел ряд тяжелых ДТП со смертельным исходом. В Вельском районе на федеральной трассе М8 двое погибших в результате лобового столкновения. Буквально через несколько дней снова в Вельском районе погибли две девушки. ДТП в Виноградовском районе на дороге Усть-Вага – Ядриха – три погибших молодых парня. ДТП в Плесецком районе, унесшее две жизни, – привел примеры Алексей Максимов. – И в большинстве случаев это сознательное нарушение правил с выездом на встречную полосу. Зимние условия не новы для водителей нашего региона, если впереди идет грузовик, образующийся за ним снежный вихрь сводит видимость практически к нулю. Казалось бы – дождись прямого участка, где у тебя появится обзор дороги, и обгоняй. Так нет, спешат, идут на обгон, а навстречу – автомобиль, водитель которого едет по правилам, не ожидая лихача. В итоге гибнет не только сам виновник ДТП и его пассажиры, но и ни в чем не повинные люди в другой машине, водитель которой не нарушал правила. В январе – 11 погибших в таких ДТП. А ведь всего-то и надо немного осторожности и терпения. Приедешь на десять минут позже, зато сам живой и невредимый, и людей не погубишь.

Руководитель госавтоинспекции отметил, что практически все машины в этих авариях с массовой гибелью людей – это кроссоверы и внедорожники. У большинства водителей сложилось убеждение, что полный привод, шипованная резина и режим стабилизации помогут избежать аварий зимой. Такая легкомысленность порождает серьезные последствия.

Вологжан приучили к скорости в 110

– Еще один вопрос, над которым нам нужно работать, – внедрение комплексов автоматической видеофиксации нарушений ПДД, – пояснил Алексей Максимов. – 230 тысяч нарушений выявлено на дорогах за 2018 год с помощью видеокамер. А в общей сложности более 400 тысяч водителей привлечены к ответственности за нарушение ПДД, это практически каждый четвертый житель региона, включая младенцев и стариков. Львиная доля – превышение скорости. Это характеристика транспортной дисциплины. Отсюда и аварийность. При этом большинство водителей нарушают скорость сознательно.

Главный инспектор области считает, что широко обсуждаемое сегодня предложение убрать так называемый «порог скорости» в 20 километров, обоснованно. Сегодня все ездят не по правилам, а по допустимому порогу. А, как известно, при скорости 60 км/час у пешехода есть шанс выжить при наезде, при 75-ти – уже нет.

Что касается видеокамер, на дорогах региона задействовано 39 стационарных комплексов и 38 передвижных. Этого на нашу огромную область явно не хватает. Взять наших соседей – в Вологодской области камеры и посты на каждом шагу – испытано, что называется, на себе. Каждый, кто ездит по М8, знает: по своей области мы «лихачим», но как только въезжаем в Вологодскую, сразу притормаживаем – нет смысла разгоняться, штрафы придут пачками. И ведь приучили – там гоняют единицы. Более того, даже на скоростной трассе М4 «Дон» автомобили 35-го вологодского региона отличаются тем, что почти всегда едут медленно. Просто у вологжан это вошло в привычку. У нас на федеральной трассе камер – по пальцам пересчитать, а на аварийной дороге Усть-Вага – Ядриха вообще ни одной. Появятся ли – задала я вопрос руководству инспекции.

– Развитие системы автоматической фиксации предусмотрено областной программой повышения безопасности дорог, – ответил Алексей Максимов. – Конечно, хотелось бы больше камер, но, к сожалению, мы можем действовать только исходя из возможностей областного бюджета. Показателен прошлый год: в декабре в Архангельске смонтировано восемь стационарных комплексов – это значительный прорыв. Стараемся устанавливать камеры прежде всего в местах концентрации ДТП. В 2019 году на эти цели запланировано более 50 миллионов рублей.

Заместитель начальника регионального управления ГИБДД Сергей Рудный пояснил, что высокая аварийность остается на дороге Архангельск – Северодвинск, там будут добавлены комплексы плюс усилены посты ГИБДД. Внимание будет сконцентрировано на очагах аварийности федеральных и региональных трасс.

Софья ЦАРЕВА