Цена чистоты: кому и сколько придется платить

Газета, Главная новость, Городское хозяйство

Одним из злободневных вопросов на форуме управляющих компаний стало внедрение новой системы обращения с бытовыми отходами.

«Мусорная тема», как известно, сегодня широко обсуждается на всех уровнях. Не стал исключением и состоявшийся в Архангельске форум управляющих компаний. Дискуссия на площадке «Экология двора. Роль органов местного самоуправления, УК и собственников жилья в создании и обслуживании контейнерных площадок» шла бурная, но в итоге самые сложные вопросы были разложены, что называется, по полочкам.

Семь «мусорных» проблем

Тема содержания контейнерных площадок касается абсолютно всех, это то, с чем ежедневно сталкивается каждый из нас. Заместитель председателя правительства области Евгений Фоменко в своем выступлении на форуме обозначил семь проблемных моментов внедрения новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Первое: полномочия распределены между множеством субъектов. На правительство области возложено создание территориальной схемы вывоза отходов, на муниципалитеты – определение мест контейнерных площадок и их содержание, региональный оператор по обращению с ТКО занимается уборкой мест погрузки и выгрузки, а также приобретением контейнерных площадок. Обязанность УК – создание и содержание контейнерных площадок на земле, им принадлежащей. Чтобы не получилось, что у семи нянек дитя останется без глазу, нужно совместно обсуждать концепцию и порядок действий.

Второе: распределение полномочий по уборке. По закону регоператор несет ответственность за места погрузки ТКО, за порядок на этой площади, а муниципалитет и УК отвечают за чистоту контейнерных площадок. Где проходит эта грань – вопрос. Начинается перекладывание ответственности друг на друга, в итоге страдает качество оказания услуг.

Третье: определение стоимости содержания контейнерных площадок в составе платы по содержанию общедомового имущества. Ряд регионов обратился в Минприроды с предложением создать методику расчета. Но пока каждый субъект идет по своему пути, часто в этой сфере выявляются злоупотребления.

Четвертое: количество контейнерных площадок. От того, насколько тщательно будет проработан этот вопрос, зависит логистика и в конечном итоге плата граждан. Если контейнеров будет больше, чем требуется, получим завышенный единый тариф за счет транспортной составляющей, если площадок не хватит – контейнеры окажутся переполнены. Сейчас важно муниципалитету и УК в постоянном диалоге с региональным оператором найти оптимальное решение, чтобы построить схему размещения контейнерных площадок и определить график их вывоза.

Пятое: финансирование мероприятий по созданию площадок. В бюджетах муниципалитетов не заложены средства на оборудование новых мест сбора ТКО. Но правительство региона идет навстречу районам, и на мартовскую сессию облсобрания выносится предложение о выделении порядка 20 миллионов рублей на эти цели. В первую очередь помощь потребуется сельской местности.

Шестое: за счет каких средств будут приобретаться контейнеры? Минприроды разъясняет, что они могут закупаться как регоператором, так и муниципалитетом, и УК с ТСЖ. Однако в областном правительстве придерживаются версии, что именно региональный оператор должен делать это в первую очередь. По закону на эти цели он может тратить не более одного процента от валовой выручки, эти деньги будут включены в тариф.

Седьмое: раздельный сбор ТКО. В области недостаточно развита инфраструктура для этого, не разработаны экономические механизмы по стимулированию инвестиций в эту сферу.

– Однако на уровне правительства России такая работа ведется, думаю, будут изменения в закон, предусматривающие поддержку тех предприятий, которые занимаются раздельным сбором и переработкой мусора, – сказал Евгений Фоменко.

В реформу войдем плавно

Директор департамента городского хозяйства администрации Архангельска Владимир Шадрин обозначил один из проблемных вопросов для столицы Поморья – организацию мест сбора отходов.

– Федеральным законодательством заявлено, что органы МСУ должны организовать контейнерные площадки, но есть оговорка: «если иное не предусмотрено законом». Наша позиция следующая: администрация Архангельска делает это в местах общего пользования, на общественных территориях. Контейнеры у домов должны организовать и содержать УК, особенно если межеванием определена придомовая территория. Даже в случае межевания «под цоколь» или отсутствия этой процедуры в целом никто не отменял минимальный перечень работ для «управляек», где прописана обязанность по содержанию мест сбора и накопления отходов. Сама контейнерная площадка должна стать общедомовым имуществом, – заявил Владимир Александрович.

Места для размещения контейнерных площадок необходимо определять с учетом мнения жильцов, УК передает заявку с техническими данными в окружную администрацию. Место утверждается комиссией, участок под размещение выделяется бесплатно.

Но кто все-таки должен закупать контейнеры? Директор архангельского филиала ООО «ЭкоЦентр» – регионального оператора по сбору и переработке твердых бытовых отходов – Дмитрий Зубко заверил, что львиную долю они возьмут на себя.

– Сейчас идет активная работа с муниципалитетами по определению мест размещения контейнерных площадок. После мы оценим необходимый объем контейнеров, а также состояние существующих емкостей. Отслужившие свой срок будем заменять, на вновь образованные ставим новые. Напомню, что контейнеры могут приобретать и управляющие компании, и муниципалитет. Главное – должно быть однообразие емкостей с учетом погрузки и транспортировки, поэтому желательно форму и объем согласовывать с нами, так же как и подъезды к ним. Иначе мы получим разношерстные площадки. Не будем забывать об отсеках для крупногабаритных отходов. От нашей совместной работы будет зависеть чистота в городе. Мы хотим войти в реформу плавно, чтобы максимальное количество граждан понимали ее суть, – сказал директор «ЭкоЦентра».

Тариф пока не утвержден

Один из самых болезненных вопросов – это плата населения за мусор. Заместитель руководителя регионального агентства по тарифам и ценам Елена Заочинская пояснила, что на территории нашей области тариф региональному оператору еще не установлен. А вот расходы на приобретение контейнеров действительно заложены в тариф – не более процента от валовой выручки регоператора. Согласно имеющейся на сегодня территориальной схеме, такие затраты на первый год составят порядка 20 миллионов рублей. Как уже было заявлено, правительство области окажет поддержку муниципалитетам. На второй год на контейнеры предполагается потратить уже 36 миллионов.

– Когда будет утверждена территориальная схема сбора ТКО, мы начнем плотно сотрудничать с рег-оператором в части утверждения тарифа, обоснованности расходов. Размер тарифа вызывает много споров и обсуждений. Если сравнить с другими регионами, разброс очень большой, все зависит от наличия в области необходимой инфраструктуры. Мы прекрасно понимаем, что наш регион отличается особыми экономическими условиями: большая территория, труднодоступные места, переправы, слаборазвитая дорожная сеть, и эти факторы не могут не отразиться на тарифе. И транспортные расходы – это будет довольно большая составляющая. Одно сейчас можно сказать точно: тариф будет единый для всей области, – заверила Елена Заочинская.

Но, как добавил Дмитрий Зубко, плата в итоге для села и для города получится разной, потому что разные нормативы накопления применяются для пунктов до 12 тысяч населения и более 12 тысяч.

Деятельность регоператора, переход из жилищной услуги в коммунальную будет контролироваться ГЖИ, отметила заместитель руководителя областной жилищной инспекции Наталья Силуянова.

Дорогу осилит идущий

Общий итог обсуждения форума – новая схема работы с коммунальными отходами внедряется на федеральном уровне и нашему региону от нее не уйти. Но чтобы «мусорная реформа» прошла безболезненно, необходима консолидированная работа всех сторон – области, муниципалитета, депутатов, рег-оператора, коммунальщиков.

Депутат облсобрания Виктор Заря обратил внимание на то, что у каждой контейнерной площадки должен быть хозяин, который будет отвечать за порядок. Сегодня  там могут быть несколько УК, которые кивают друг на друга.

В продолжение темы раздельного сбора мусора директор УК «Мегаполис» Константин Вебер предложил возродить советский опыт пунктов приема макулатуры, стеклотары. Евгений Фоменко согласился, что идея здравая и правительство будет ее поддерживать, пункты сбора вторсырья оптимально впишутся в территориальную схему сбора ТКО. А что касается платы, чиновник заверил, что, во-первых, никто не позволит неоправданно завышать стоимость, во-вторых, социально незащищенные слои граждан будут иметь право на субсидию.

– Мы еще в прошлом году говорили о том, чтобы система по сбору и переработке отходов находилась в единых руках, у регионального оператора, – прокомментировал обсуждаемую тему глава Архангельска Игорь Годзиш. – Для нас сегодня наиболее существенна часть вопроса, связанная с контейнерными площадками. В рамках работы с региональным оператором мы провели ревизию существующего парка площадок, а это более 1400 штук на территории города. Выявлена потребность еще в более чем 500 такого рода площадок, расположенных в частном жилфонде. Это тянет за собой множество вопросов – земля, дальнейшее содержание и прочее, что, безусловно, ляжет на бюджет. По нашим предварительным подсчетам, средняя стоимость контейнерной площадки порядка 80 тысяч рублей. Мы понимаем, что это серьезные затраты, и в частном фонде это потребует бюджетных средств. Но все равно по этому пути городу нужно будет пройти.

Наш регион отличается особыми экономическими условиями: большая территория, труднодоступные места, переправы, слаборазвитая дорожная сеть, и эти факторы не могут не отразиться на тарифе. И транспортные расходы – это будет довольно большая составляющая. Одно сейчас можно сказать точно: тариф будет единый для всей области

Софья ЦАРЕВА,
фото: Иван МАЛЫГИН