Спутник видит каждый автобус

Газета, Главная новость, Городское хозяйство

Центральная диспетчерская служба АППП контролирует работу всех городских маршрутов.

Рабочий день диспетчеров «Архангельского предприятия пассажирских перевозок» начинается в шесть утра. Они оперативно собирают информацию о том, все ли автобусы вышли на линию, ведь в это время горожане спешат на работу и допустить перебои с транспортным сообщением никак нельзя.

– «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» контролирует работу общественного транспорта в столице Поморья, это наша главная задача, – отметил Руслан Ешимбетов, директор МУП «АППП». – На сегодняшний день на городские маршруты ежедневно выходит несколько сотен автобусов. По контракту перевозчик обязуется выполнять минимум 92 процента рейсов от плана. Центральная диспетчерская служба ведет учет выполненных рейсов, контролирует соблюдение расписаний, время начала и  окончания движения по маршрутам, а также интервалы.

Диспетчерская служба контролирует общественный транспорт с помощью спутниковых навигационных приборов: координаты каждого автобуса, направление движения видны на карте в режиме реального времени. Информация поступает на сервер АППП каждые 60 секунд. И уже по данным спутниковых навигационных отметок диспетчеры видят, отклоняется ли транспорт от графика и маршрута или же все идет в соответствии с планом. Специалисты следят за ситуацией на архангельских дорогах с шести утра и до полуночи.

– Чтобы мы могли видеть весь общественный транспорт на своих картах, техника должна быть заведена в программу, поэтому каждый вечер диспетчеры получают данные от перевозчиков о том, какие именно автобусы выйдут на маршруты, создают специальные таблицы, по которым на следующий день отслеживают выполнение рейсов, – рассказала Лариса Булатова, заместитель начальника Центральной диспетчерской службы АППП.

Если автобус вдруг не вышел на линию или неожиданно сошел с маршрута – диспетчер сразу заметит это в программе. В случае отсутствия навигационнных данных от автобуса, он связывается с перевозчиком, уточняет информацию и вносит необходимые корректировки. Например, если произошла поломка автобуса, диспетчер заносит в программу актуальные данные о том, какая машина заменит на линии вышедшую из строя технику.

– Обязанность диспетчера – следить за обстановкой на маршрутах и обо всех нарушениях сообщать перевозчику, поэтому порой случается так, что о сходе автобуса с линии мы узнаем первыми, – объяснила Лариса Булатова. – Передаем оперативную информацию, чтобы перевозчик успел подготовить замену.

На следующий день данные, собранные диспетчерами, сведения обо всех маршрутах, обо всех нарушениях АППП направляет перевозчикам, а также в отдел транспорта и связи администрации города.

Кроме того, все сведения о местоположении автобусов из Центральной диспетчерской службы в режиме онлайн поступают на дополнительные сервисы в удобном для пассажиров виде. Так, например, именно данные АППП мы видим на электронных табло, в приложении «Умный транспорт», на сайте appp29.ru, а также считав QR-код с информационной таблички на остановке. У горожан есть возможность отслеживать движение пассажирского транспорта в режиме реального времени, имея под рукой лишь смартфон.

Задача Центральной диспетчерской службы также – отвечать на звонки, причем самого разного характера. Каждый час в диспетчерскую поступает четыре–пять обращений, большая часть – в утреннее и вечернее время. Одни спрашивают про расписание транспорта, интересуются, когда ждать следующего автобуса, другие разыскивают забытую в салоне транспорта вещь. Кто-то обращается с претензиями на работу кондукторов и водителей.

– Мы ведем статистику, учитываем жалобы и предложения, в среднем к нам поступает 20–30 подобных обращений за неделю, – отметила Лариса Булатова. – Но многие звонки не фиксируем, например, если люди просто спрашивают, когда будет следующий автобус или разыскивают потерянные вещи.

– Что касается жалоб, за последние годы акцент сместился в сторону качества обслуживания, – добавил Руслан Ешимбетов. – Если раньше пассажиров беспокоило отсутствие автобусов и плохо организованная транспортная работа, то сейчас, когда процент выполнения рейсов достаточно высок, на первый план выходят уже другие проблемы, связанные именно с качеством работы кондукторов и водителей.

Зачастую бывает, что людям нужно просто выговориться. Но есть и те, кто звонит в диспетчерскую, чтобы выплеснуть пар, когда «накипело»: многие уверены, что «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» – это и есть перевозчик, но на самом деле муниципальное предприятие лишь контролирует работу транспорта. Тем, кто ищет виноватого, порой все равно, на кого излить негатив, поэтому диспетчерам приходится принимать удар на себя.

Большая часть жалоб, поступающих от пассажиров, действительно серьезны и требуют разбирательства, например, если человек оказался зажатым в дверях автобуса, если водитель не притормозил на остановке, хотя должен был это сделать, а кондуктор нахамил. Но порой претензии горожане высказывают совершенно неожиданные, например, однажды в диспетчерскую позвонила женщина, чтобы пожаловаться, что кондуктор на нее пристально смотрела, пока та отсчитывала деньги для оплаты билета. А другого пассажира не устроило, что водитель много улыбается, бдительный горожанин заподозрил его в употреблении запрещенных веществ.

Отдельная тема – забытые в автобусах вещи. Каждый день в диспетчерскую поступает несколько таких звонков.

– Мы узнаем у пассажира точную информацию, откуда, куда и в какое примерно время он ехал, чтобы определить, в каком именно автобусе он мог оставить свои вещи, – рассказала диспетчер Вера Кириллова. – Выяснив это, мы передаем пассажиру все данные и контакты соответствующего перевозчика. То есть выполняем координирующую роль, самостоятельно не забираем оставленные в автобусах пакеты и сумки, а просто помогаем пассажирам определить, в каком автобусе теоретически может находиться забытая вещь.

Центральная диспетчерская служба помогает не только пассажирам, но и ГИБДД, когда те ищут свидетелей аварий, сотрудникам полиции, расследующим кражи в транспорте, Управлению государственного автодорожного надзора и даже налоговым органам. Каждый городской автобус у АППП на контроле.

Анна СИЛИНА,
фото: Иван МАЛЫГИН