Папа иногда может сказать: «Я не понял»

Газета, Главная новость, Культура , ,

Гостья архангельского книжного фестиваля «Читаем вместе с Папмамбуком» Анна Игнатова – о режиме работы писателя и книгах для «строительства» детской души.

«Вышла их дома старушка / За хлебом и сладкой ватрушкой…» – так банально начинается одна из историй, придуманных писательницей из Санкт-Петербурга Анной Игнатовой. Но дальше события развиваются столь неожиданно и стремительно, что маленькие читатели едва успевают следить за приключениями главной героини, которая до гастронома в итоге добирается, практически совершив кругосветное путешествие.

Этим все произведения детской писательницы похожи: они затягивают в водоворот событий с первых стихотворных строчек. Анна Игнатова умеет превращать даже самую обычную историю в приключение. Именно она написала такие детские книжки, как «Ураган в подарок», «Верю – не верю», «Вектор пластилина», «Джин Сева». Анна Игнатова – лауреат Международного поэтического конкурса имени Ренаты Мухи, член литсовета Литературного конкурса им. В. Крапивина, является автором не только замечательных стихов (хотя именно поэзия – ее конек), но также прозаических произведений для детей и подростков.

Конечно, писательницей Анна Игнатова стала не сразу. По образованию она учитель русского языка и литературы, поэтому долгое время работала в школе. Ее первые поэтические истории стали появляться в журналах в 2009 году, а в 2011-м вышла в свет книга детских стихов «О слонах, троллейбусах и принцах».

Думать мне никто запретить не мог

– Анна Сергеевна, расскажите о том переломном моменте в вашей жизни, когда вы поняли, что сочинение историй может стать профессией?

– Стихи я писала всегда, но в жизни у меня действительно была отправная точка. Во время одного из велосипедных соревнований, триала по пересеченной местности, я вылетела из седла и получила сотрясение мозга, причем уже шестое по счету. Пока шел период восстановления, врачи запретили смотреть телевизор, читать книжки, и даже общаться практически ни с кем нельзя было. К счастью, думать мне никто запретить не мог. Я стала экспериментировать, переделывать сюжеты народных сказок – так появился мой первый цикл стихов «Ускользнувшие сказки». Его напечатали в одесском юмористическом журнале «Фонтан». До этого момента я не думала, что когда-то буду публиковать свои стихи.

– Не страшно ли было бросать стабильную работу и браться за писательское ремесло, ведь это всегда риск: неизвестно, придет ли успех, будут ли книги интересны читателям?

– Когда я только начала публиковать свои произведения, у меня еще была стабильная работа, творчеством занималась параллельно. Но, даже оставив ее, я ничего особенного не потеряла: то, чем занимаюсь сейчас, увлекает гораздо больше. А что касается преподавания, я по-прежнему учу детей, правда, не в школе, даю частные уроки, потому что много времени провожу в разъездах и постоянно встречаюсь с читателями: делать это во время учебного процесса не представлялось бы возможным.

– Какой у детского писателя режим работы? Когда лучше пишется – с утра или ночью, приходится ли иногда заставлять себя браться за дело?

– Приходится заставлять, конечно, от этого никуда не денешься, особенно когда ты пишешь сам по себе, когда нет «босса». Когда есть заказ – все просто: существует дедлайн и конкретные сроки. Я особенно люблю заказы, которые даны в общем виде, когда рамки настолько широки, что чувствуешь себя свободно и можешь писать именно то, что считаешь нужным. Например, меня как-то попросили сочинить повесть для детей о рыцаре, чтобы главным героем был мальчик. И все. Над душой никто не стоял, ничего не диктовал, я сама выбрала героев, «заставляла» их совершать подвиги и наоборот, подлости, сама строила сюжет.

А вот о графике… Лучше всего мне пишется на грани вечера и ночи. Днем постоянно приходится решать какие-то вопросы, совершать звонки, поездки – все это отвлекает. Заниматься творчеством надо в свободном состоянии, когда переделал все дела, когда ничего не висит, не ждет, не гнетет. У меня такое состояние появляется как раз ближе к ночи.

Королевство М

– Вы часто говорите о том, что главные критики и первые читатели – ваш папа и сын Костя. Они действительно дают какие-то полезные советы?

– Сын и папа – это действительно мои первые читатели и критики, первые люди, которым я показываю новые стихи. Сейчас сын в силу возраста и занятости не всегда может их прочесть, но я нисколько на это не обижаюсь, у него своя взрослая жизнь. А вот папа читает постоянно, советует что-то, например, он может сказать: «Я не понял». И если он не понял, значит, я что-то не так высказала. Это очень ценно, сразу получить обратный отклик. Папа у меня много читает, в том числе современной литературы, а с моей подачи теперь еще и детской, поэтому нам всегда есть что обсудить.

– А чем занимается ваш сын? Мамина профессия как-то повлияла на его выбор жизненного пути?

– Костя учится на звукорежиссера, он на пятом курсе вуза и уже работает по своей специальности. Он сам ее выбрал, очень хорошо себя в ней чувствует, и я рада, что сын нашел свой путь. Его всегда интересовала музыка, но это скорее не мое влияние, а отца, который научил его и на гитаре играть. Костя даже одно время был лидером рок-группы и просил меня писать стихи к его песням. Они, конечно, нигде не будут  опубликованы, потому что это только для него.

– Как вы относитесь к мульт-фильмам по своим историям? Многие авторы критично воспринимают экранизации собственных произведений.

– С экранизацией книжки «Королевство М» мне повезло, потому что меня сразу пригласили сценаристом. Режиссер Наталья Мирзоян с самого начала дала мне правильную установку: я – автор книги, ее у меня никто не отбирает, а мультфильм – это другое произведение. Его создает целая команда – режиссер, художник, актеры, сценарист. Как автор я лишь одна из составляющих этого «букета», поэтому должна понимать: в итоге может получиться что-то совершенно неожиданное, но этого не нужно бояться. Я приняла ее слова, поверила, и мне просто действительно было любопытно, что получится.

Я готова принять все, даже если сначала мне покажется это странным, как в случае с мультфильмом по стихотворению «Вышла из дома старушка…»: в нем совершенно нет слов. Увидев его впервые, расстроилась, что стихи не звучат. А потом взглянула на эту ситуацию по-другому: я по-прежнему могу продолжать читать это стихотворение сама.

«Золотой век» литературы для детей и подростков

– Анна Сергеевна, расскажите, над чем работаете сейчас?

– Сейчас я работаю вместе со студией «Мультмастер», которая выпускает познавательный мультсериал для малышей «Три котенка». Им нужны были песенки, стихи на конкретные темы: простые и в то же время качественные. Когда мне предложили заняться этим, я очень обрадовалась такой возможности, потому что порой смотришь какой-нибудь из современных мультсериалов и думаешь: «Боже, ну кто им пишет стихи? Ни рифмы, ни ритма». Дети так могут покалечить себе слух». Возможно, я выгляжу самонадеянной, но основы стихосложения знаю, поэтому некачественной поэзии не предложу.

– К вопросу о качественной литературе – что посоветуете из современных детских произведений?

– Классика детской литературы – это безусловно. Многие считают, что кроме классики и читать-то нечего, но на самом деле сейчас «золотой век» литературы для детей и подростков. Правда, хорошие книги на полках магазинов стоят вперемешку с не очень качественными произведениями, поэтому нужен «навигатор», который поможет отыскать что-то стоящее.

Я могу посоветовать, например, книги Евгения Рудашевского, его серию «Экстремальный пикник» – это коллекция мини-энциклопедий о том, как вести себя в экстремальных ситуациях. Кроме того, у него есть очень интересные художественные книги, такие, знаете, для «строительства» души, которые прочитал – и изменился.

Увлекательно для подростков пишут Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. Они не боятся совершенно никаких тем, считают, что неважно, о чем говорить, главное как. Еще могу посоветовать Наталью Евдокимову, у нее вышла замечательная книжка «Павлин на прогулке». Красочная, яркая – это по поводу оформления. А уж по поводу содержания… Наталья – мать двоих детей, она пишет о том, что знает: о чувствах мамы, но глазами ребенка. И получается одновременно смешно и философски. Конечно, посоветую наших мэтров Михаила Давидовича Яснова, Сергея Анатольевича Махотина, Марину Яковлевну Бородицкую, Валерия Михайловича Воскобойникова и других замечательных детских писателей.

Анна СИЛИНА, фото: Иван МАЛЫГИН