Новые «Двенадцать стульев» снимут на «Гоголе»

Газета, Главная новость, Культура

Наш знаменитый пароход-колесник снова привлек внимание кинематографистов.

На днях продюсерская группа кинокомпании SOLIVS во главе с Олегом Урушевым побывала в Архангельске в поисках натуры для современной экранизации классического романа Ильфа и Петрова. Столица Поморья попала в поле зрения продюсера благодаря старинному пароходу, поэтому съемки пройдут в тесном партнерстве с командой судна и Центра судоремонта «Звездочка».

Пришвартовавшийся у причала Мор­с­кого-речного вокзала «Гоголь» техническая группа осмотрела, что называется, до винтика. Ведь судну на время придется сменить не только имя (как известно, Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым путешествовали по Волге на «Скрябине»), а еще и имидж – для этого нужно «состариться» по отделке минимум лет на пятьдесят, ведь действо в романе происходит в 1927 году. Кстати, это не первая «роль» нашего колесника в кино – в 2017 году на нем снимался эпизод сериала «Хождение по мукам».

– Благодаря «Звездочке» сохранен такой уникальный памятник судостроения 20-х годов прошлого века, он сегодня в России единственный на ходу, – говорит генеральный продюсер Олег Урушев, известный зрителям по историческому фильму «Тобол», недавно вышедшему на экраны. – Еще один есть в Нижнем Новгороде, но он сейчас на ремонте. «Гоголь» как раз того времени, которое мы снимаем, – 1927 год, как вы помните, Бендер с Кисой садятся на теплоход в Нижнем и плывут до Васюков. Но раз пароход мы нашли только здесь, придется Северной Двине играть роль Волги, а в Архангельске и окрестностях будем строить пристани – Нижний Новгород, Бармино, Васюки, надеюсь, найдем здесь места, где можно причалить. Понятно, что это грандиозные декорации, очень большие затраты, но от этого никуда не уйти. Кино – сложный производственный процесс, поэтому мы проехали вверх по реке с директором судна «Гоголь» Олегом Девятовым в поисках места возможных стоянок. Проблема в том, что колесный пароход не везде может причалить, он более сложный в маневрировании.

Наверное, я не первая, кто задает Олегу Урушеву вопрос: как родилась идея экранизировать «Двенадцать стульев», что нового вообще можно сказать о классике?

– Фильм Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым в главных ролях вышел в 1971 году, мы планируем вый­ти в феврале 2021 года и посвятить свое кино 50-летию гайдаевской комедии. Вдумайтесь – 50 лет назад! Пора уже сделать что-то новое. Часто слышу, что лучший Бендер – это вообще Сергей Юрский в «Золотом теленке», а какой, дескать, из Нагиева Бендер? Но у каждого времени есть свой Остап Бендер. Мы посчитали, что лучше всего на эту роль подойдет Дмитрий Нагиев. А Кису Воробьянинова у нас играет Дмитрий Назаров (известный по сериалам «Кухня»). У нас почему-то всегда Кису представляли длинным и худым, этаким недотепой, но вообще-то в романе Ильфа и Петрова Ипполит Матвеевич был городским предводителем дворянства, владел большим домом. А кто у нас сегодня выглядит благородно как дворянин? Только Дима Назаров. К тому же это сыгранный дуэт и, что немаловажно для кассовых сборов, коммерческий. Еще из известных актеров утвержден Сергей Степанченко на роль отца Федора (известный по сериалам «Сыщики», «Next» и другим), также будет играть у нас Агата Муцениеце, она у нас снималась в «Тоболе». Подбор остальных актеров идет. Массовка для сцен на пристанях будет из архангелогородцев, организуем здесь кастинг, – говорит Олег Урушев.

По словам Олега Александровича, они будут снимать фильм по оригиналу авторов, который лишь недавно издан. В советское время из романа очень многое вырезано цензурой, особенно что касается Воробьянинова как предводителя дворянства. В итоге Киса получился какой-то убогий, а на самом деле это сильная натура, внутри которой живет протест против советской власти. Вот на этом контрасте и будет построена новая версия романа.

– Гайдаевская комедия – это больше телеспектакль, но в прокате 1971 года он собрал 39 миллионов зрителей, что говорит о большом потенциале этого произведения, – поясняет Олег Урушев. – Марк Захаров в 1976 году снял мюзикл, где ведущая роль отводилась Андрею Миронову, но там от Ильфа и Петрова в итоге мало что осталось. Вообще, если внимательно прочитать «Двенадцать стульев», фоном идет послереволюционная Россия – конец НЭПа, сейчас немногие знают ту эпоху. Поэтому нам предстоит много восстановительных работ, чтобы воспроизвести дух той поры. Например, 1 августа снимаем на Красной площади, будем строить мавзолей тех лет.

Конечно, «Гоголю» тоже понадобится переделка: большинство интерьеров здесь 60-х годов, а нужны 20-е. Художник-постановщик Юлия Макушина (получившая в 2017 году национальную премию «Золотой Орел» за новую «Анну Каренину») уже определилась, что в первую очередь нужны деревянные полы – сейчас на судне они из пластика. Научный сотрудник Архангельского краеведческого музея Дмитрий Иванов выступает историческим консультантом – чтобы эпоха в кадре соответствовала временному периоду. Конечно, не нужно переделывать весь корабль – только палубу, один-два прохода, каюту, то есть там, где будет вестись съемка. Все, что не соответствует эпохе, будет убрано или спрятано под декорациями. Все предстоящие работы обсуждаются с директором парохода. Возможно, кинематографисты предложат такие декорации, что владельцы судна захотят их оставить, чтобы потом показывать туристам как место съемки «Двенадцати стульев».

– Надеюсь, мы получим великолепную картину, – говорит директор «Гоголя» Олег Девятов.

Предполагается, что съемки эпизода на пароходе в Архангельске начнутся в середине августа и продлятся 7–10 дней. Оператором выступает Андрей Гудков, профессионал своего дела, снимавший сериал «Оттепель», фильм «Вий-2. Путешествие в Китай» с Джеки Чаном.

– Конечно, мы бы с удовольствием нашли более приближенную к реальности натуру, но такой пароход только здесь, так что будем немножко обманывать зрителя, выдавая Северную Двину за Волгу, – говорит Андрей Гудков. – Думаю, пристань, где садились на агитационный корабль Остап с Кисой, представляясь художниками, соорудим в Архангельске, построив на ней декорации – старые здания времен двадцатых годов. У нас много сцен, где корабль стоит у причала. Нужна еще пристань в Бармино, где играет духовой оркестр и где Остап разворачивает свой коряво написанный лозунг. Искали место и для знаменитых Васюков, к сожалению, у вас в Архангельске уже не то что Нью-Васюки, у вас уже Супер-Нью-Васюки можно снимать, такой современный и большой город.

Интересуюсь у оператора: как показать в кадре прошлый век на Волге и красивую природу, если на Двине вдоль берегов в городской черте повсюду современная застройка.

– Ну да, придется отплывать подальше от Архангельска. Пока корабль будет идти полтора часа, снимем сцены внутри – в каютах, коридорах, чтобы не терять времени. А когда начнется сцена на палубе, вокруг будет природа – сделаем настоящую Волгу. Есть специальные «фишки»: можем отчасти размывать задний фон за актером, берем широкие углы на камере, чтобы река казалась больше, – делится Андрей Гудков.

А еще у кинематографистов было время походить по Архангельску в поисках натуры, и некоторые дворы и улицы их заинтересовали, так что, возможно, столица Поморья сможет превратиться еще и в город Н или Старгород. В целом бюджет фильма по современным меркам небольшой – 450 миллионов, так что продюсеры тщательно просчитывают каждую деталь. В сложном процессе съемок не обойтись без содействия пароходства, порта «Архангельск», пограничников и других структур, необходимо получить согласования, поэтому продюсеры фильма рассчитывают на поддержку муниципалитета и областного правительства. На встрече продюсерской группы с главой Архангельска Игорем Годзишем была достигнута договоренность о содействии со стороны городской власти. В целом кинематографисты остались довольны столицей Поморья.

– Приятно удивлен Архангельском, мы ожидали увидеть старые провинциальные улочки, а оказалось, что это красивый современный город. Особенно понравилась набережная – новый жилой комплекс на берегу Двины смотрится потрясающе. Я пять лет занимался олимпиадой, проехал всю стану от Калининграда до Хабаровска, ничего подобного не видел, – поделился впечатлениями Олег Урушев.

Софья ЦАРЕВА,
фото: Иван МАЛЫГИН

Кстати

Нужны лодки и корзины

Продюсерская группа фильма обращается к горожанам с призывом помочь найти реквизит для съемок.

Необходимы: сети рыбацкие пеньковые х/б, сети-неводы, деревянные блоки для сетей, канаты пеньковые, весла деревянные от двух до трех метров, сапоги рыбацкие бродни, бочки деревянные больших размеров (1–1,8 литра), тачка деревянная для перевозки сетей, багры, якорь-кошка старого типа, ящики деревянные, старый выгоревший на солнце брезент, старые плетеные корзины, помпа ручная – пожарный насос, круги спасательные (пресс-опилок). Возврат гарантируется.

Обращаться к продюсеру компании «Инфильм» Анатолию Конычеву, эл. почта: arhmedia@hotmail.com, тел.: 8-909-554-88-37.