Три комплекса и тридцать площадок

Газета, Главная новость, Политика и экономика

В областном правительстве представили новую редакцию территориальной схемы обращения с отходами.

Территориальная схема является ключевым документом, без которого не сможет начать работу региональный оператор в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Новая редакция пока не окончательный документ, а лишь представленный на обсуждение проект. По закону обсуждение территориальной схемы обращения с ТКО продлится ровно месяц – до 8 августа.

Министр ЛПК и природных ресурсов области Александр Ерулик на брифинге для представителей СМИ отметил, что все предложения и замечания по результатам рассмотрения территориальной схемы должны быть обоснованы. Их рассматривают в министерстве, дают заключения и в конечном виде схему вывесят на сайте и представят на широкое общественное обсуждение.

После этого в течение десяти дней схема может быть передана правительству Архангельской области. Но это если не будет ее повторного общественного обсуждения. А оно возможно, если возникнут принципиальные обоснованные замечания по потокам отходов, по выведению из эксплуатации объектов обращения и обработки ТКО, а также по строительству новых объектов. При этом для повторного обсуждения закон дает 15 дней.

– Новый проект территориальной схемы обращения с отходами скорректирован в соответствии с требованиями постановления правительства Российской Федерации. Важно, что сделано это с учетом всех предложений и замечаний, в том числе и замечаний общественно-наблюдательной комиссии по выбору места для переработки и захоронения отходов для Архангельской агломерации, – сказал Александр Ерулик.

Сама терсхема – достаточно весомый документ, он представлен на 155 листах, включает 16 приложений. Неотъемлемой его частью является электронная модель, созданная для удобства пользователей.

Схема состоит из 13 разделов. Александр Валерьевич остановился на ключевых, которые касаются образования отходов, их потоков, строительства перспективных объектов для их размещения и переработки. Министр напомнил, что общее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется на территории области, составляет 523 тысячи тонн, или порядка 3,8 миллиона кубометров. Количество ТКО в новой схеме определено на основании источников образования мусора и нормативов накопления.

– Норматив накопления отходов у нас определен как для физических, так и юридических лиц в разрезе категорий. Для населения нормативы дифференцированы относительно городских и сельских поселений, а также типов домовладений. Именно с учетом количества отходов и параметров объектов по их размещению мы сформировали определенную модель на период до 2030 года. При этом основная часть по строительству объектов должна быть реализована уже до 2024-го, – отметил Ерулик.

В рамках этой модели региональный оператор к 2024 году должен будет построить 51 объект на территории области. Это три крупных мусороперерабатывающих комплекса, 15 инсинераторов (это специальные установки по сжиганию мусора, которые будут действовать на островных и отдаленных территориях вне доступности транспорта), а также 31 площадку временного накопления отходов, где мусор может накапливаться до 11-ти месяцев, после чего его перевезут на объект переработки и утилизации. По словам министра, это все делается для того, чтобы тариф для населения был максимально низким, насколько это возможно.

В новой редакции схемы предложено строительство трех мусороперерабатывающих комплексов, которые позволят добиться к 2024 году целевых показателей переработки в пределах 84 процентов. При этом общероссийский показатель составляет 80 процентов. Первый, самый крупный комплекс нужен для агломерации «Большой Архангельск» – он будет включать в себя и мусоросортировочный комплекс, и площадки для компостирования, и полигон для захоронения так называемых «хвостов» (неперерабатываемых отходов), также здесь предусматривается строительство цеха для утилизации пластика.

Второй объект планируется построить в Вельском районе, который будет принимать на обработку мусор пяти районов: Коношского, Няндомского, Вельского, Устьянского и Шенкурского. Возведение его намечено на 2021 год.

В 2022-м планируется запустить третий мусороперерабатывающий объект вблизи Котласа, который также будет включать мусоросортировочную станцию, а кроме того, комбинат по производству гофрокартона из макулатуры. Предполагается, что вся собранная макулатура на объектах Архангельской области и в рамках раздельного сбора мусора будет поступать на котласский завод и там перерабатываться.

– При актуализации схемы основное внимание нами было уделено вопросу раздельного сбора мусора, создана рабочая группа с участием областных депутатов, представителей регионального правительства, муниципальных образований, общественников и тех организаций, которые уже сейчас занимаются переработкой вторсырья. Был дополнен целый раздел, где определены города, в которых в качестве пилотного проекта начнется раздельный сбор отходов, – это Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас и Коряжма. Мы должны создать в этих городах соответствующую инфраструктуру для раздельного сбора, это как специальные контейнерные площадки, так и пункты сбора вторсырья, – сообщил министр. – Кроме того, губернатором поставлена задача: во всех бюджетных учреждениях региона должен быть введен раздельный сбор мусора. Сейчас мы разрабатываем стандарт.

Александр Ерулик заострил внимание, что территориальная схема – это стратегический документ, определяющий основные направления и сроки. А уже в его рамках разрабатываются локальные нормативные акты, которыми регламентируется порядок работы.

Отвечая на вопросы журналистов, министр заявил, что ни объекта в Шиесе, никаких других потенциальных потоков отходов из других субъектов РФ в территориальной схеме не предусматривается. Также он подробно пояснил, почему все-таки было принято решение по строительству единого объекта для Архангельска, Северодвинска и Новодвинска.

– Изначально предлагались варианты строительства отдельных полигонов для каждого города. Но это нецелесообразно ни с экологической, ни с экономической точки зрения. Первый момент: к сожалению, в мире еще не придумали технологию стопроцентной переработки мусора. Какими бы передовыми ни были технологии, «хвосты» все равно останутся. В ранее представленном варианте схемы «хвостам» вообще не уделялось внимания. Но по новым правилам, утвержденным Минстроем, теперь строить полигоны в черте города нельзя. Соответственно, в результате работы комиссии выбран для рассмотрения строительства общего межмуниципального полигона район 30-го километра трассы М-8. Второй момент экономический: строительство одного крупного объекта менее затратно, чем создание трех. С учетом необходимости модернизаций полигонов это превысило бы заявленный объем инвестиций и, соответственно, легло бы в качестве платы на плечи населения.

Что касается выбранного места для строительства, в данное время это земли лесного фонда. И чтобы перевести этот участок в земли промышленного назначения, необходима экологическая экспертиза, развернутые изыскания с большим количеством скважин большой глубины, геологические съемки и прочее. Поэтому, если геологическая экспертиза скажет, что объект на данном месте строить нельзя, придется искать другую территорию.

В новой территориальной схеме нет ни слова о том самом биче наших архангельских окраин – пресловутых помойницах. Как пояснил министр, жидкие бытовые отходы законодательно к ТКО не относятся, соответственно, в схему они не попадают. Зона ответственности регионального оператора – только то, что загрузили в контейнеры. А жидкие отходы из помойниц – это уже коммунальная услуга, следовательно, заниматься ей будут управляющие компании. Но куда же они будут вывозиться? Вероятно, УК будет заключать соответствующие договоры с компаниями, их утилизирующими. В любом случае понятно, что «мусорный» вопрос еще потребует тщательной проработки в деталях.

Софья ЦАРЕВА