Этот город не спутаешь с другим

Газета, Главная новость, Культура

В областном музее ИЗО работает художественная выставка к 435-летию Архангельска.

Наш регион подарил миру множество интересных художников. Обычно первыми на ум приходят Степан Писахов, Дмитрий Свешников, Тыко Вылка и более современные Сергей Сюхин и Дмитрий Трубин. Но не менее значимы и мастера советского периода, которые сейчас не так на слуху.

Именно их работы составили основу выставки «Архангельску посвящается», созданной Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера».

Как отмечают организаторы экспозиции, живописные и графические работы архангельских художников, созданные в период 1970–1980-х годов, представляют своеобразный художественный образ нашего города второй половины ХХ века. Мастера кисти и карандаша этого поколения любили свой город, подмечали его своеобразие. С особой теплотой они писали город «уходящий», его старинные дворы и улочки; самые, казалось бы, незначительные, неприметные уголки находили в работах местных мастеров свое отражение.

Несколько полотен посвящены значительному для Архангельска событию – строительству железнодорожного моста через Северную Двину. Напомним, его возводили с 1960 по 1965 год и совершили тем самым огромный транспортный прорыв: отныне поезда стали доходить до правого берега, а не только до Исакогорки, исчезло паромное сообщение и вырос самый молодой на тот период район города – привокзалка. На картине заслуженного художника России Дмитрия Ширяева мост еще строится, он вот-вот сомкнет два берега. Работа выполнена в традициях «производственного реализма» и очень интересно смотрится сегодня, когда данное искусство уже практически исчезло. В аналогичной манере пишет и Юрий Софронов, который признавался мастером производственной тематики в архангельском изобразительном искусстве.

А на графических полотнах супругов Валерия и Нелли Таргонских (творческое содружество «ВИНТ») Архангельск совсем другой: четкие линии, неброские краски, подчеркнутые важные детали. Их знаменитая работа «Река Кузнечиха» 1979 года, которую я помню с детства, буквально завораживает: сам остроконечный мост, бегущий по нему красно-белый трамвай (скорее всего, «троечка» или «четверка», следующие из центра в Маймаксу и на Сульфат), замерзшие на реке суда, а также несколько рыбаков, сидящих с удочками у лунок. Таргонские видели Архангельск без трещин и изъянов, словно бы передавали свое отношение к нему – трепетное, бережное… В самом музее считают, что циклы графических произведений Таргонских, посвященные современному Архангельску, стали поистине художественным документом своего времени. Этот город не спутаешь ни с каким другим, и как написал их друг заслуженный архитектор России Вадим Кибирев: «Некоторые работы казалось, отпечатались в памяти навсегда».

Интересной показалась линогравюра заслуженного художника России Бориса Лукошкова, который начинал как очень талантливый график и пейзажист. Но работа 1977 года совершенно не похожа на его ранние произведения – техника чем-то напоминает Таргонских, только более экспериментальная. Говорят, не все приняли такого Лукошкова, привыкнув к его лесам, речкам и снежным полям. Но художник, обычно воспевавший сельскую местность, увидел Архангельск городом технического прогресса и новаторства.

Михаил Баранчеев признавался в советские годы мастером бытовой живописи, он не отклонялся от реалистической манеры. На выставке собрано несколько его работ небольшого формата, но очень ценных, передающих колорит старого города. Это и «Книжный базар в Архангельске» (1956) и «На стадионе «Динамо» (1967) и очень характерный «Разлив в Соломбале» (1966).

Симпатичны акварели Василия Вежливцева, который много рисовал наш город. Очень зацепила гравюра несколько подзабытого Николая Наговицына «Студенты АЛТИ», передающая и трепет тогдашней целеустремленной молодежи и показывающая частичку Архангельска – памятник Ломоносову, фонтан и кусочек Северной Двины.

А вот Дмитрия Свешникова, считавшегося «певцом ненецкой тундры», я на выствке увидеть не ожидал. Первый на Севере народный художник России Дмитрий Константинович был «суровым реалистом», не позволяющим «лирических отступлений». На одном из акварельных листов  изображен памятник Петру Первому работы М. Антокольского. Русский царь-реформатор стоит на высоком берегу Северной Двины, устремив взгляд на речные просторы.

В музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» подчеркивают, что настоящая выставка отражает лишь малую толику того многообразного живописного и графического наследия, связанного с темой города, с темой, близкой не одному поколению архангельских художников.

Конечно, современные архангельские художники представляют свое видение областного центра, зачастую нетрадиционное. Но все-таки взгляд советских мастеров-реалистов сегодня, спустя десятилетия после создания картин, кажется особенно ценным…

Алексей МОРОЗОВ,
фото: Иван МАЛЫГИН