Чья ты, площадка?

Газета, Главная новость, Городское хозяйство

Кто в ответе за содержание мест сбора отходов.

Своевременность вывоза мусора и качество содержания контейнерных площадок нередко вызывают критику горожан. О том, как организована работа управляющих организаций в этом направлении, как она контролируется и какие существуют рычаги воздействия на нарушителей, мы побеседовали с директором департамента городского хозяйства администрации Архангельска Владимиром Шадриным.

Летом ежедневно, зимой – не реже, чем раз в три дня

– Владимир Александрович, как на сегодняшний день обстоят дела с содержанием контейнерных площадок в Архангельске и, в частности, в Октябрьском округе, по поводу которого в последнее время было немало нареканий?

– В целом по городу ситуацию нельзя назвать беспроблемной, трудности в этом отношении были всегда, но мы стараемся их максимально нивелировать. Что касается Октябрьского округа, то действительно на протяжении прошедших двух недель количество жалоб по содержанию контейнерных площадок возросло. Связано это было с тем, что у одной из управляющих компаний, обслуживающих большое количество домов, закончились договорные отношения с организацией, которая вывозила отходы.

Эта организация забрала свои контейнеры с площадок, а управляющая компания не смогла оперативно решить вопросы по установке новых и заключению другого договора. В ситуацию пришлось вмешиваться департаменту городского хозяйства и администрации округа. Общими усилиями мы более-менее привели в порядок места сбора отходов, выставили новые контейнеры. Сейчас проверяем по всем адресам: достаточно ли? Управляющая компания заверяет, что вывоз мусора налажен, мы со своей стороны держим обстановку на контроле.

– Как в городе выстроена система контроля за вывозом мусора и содержанием площадок, чьи это полномочия?

– Контролем в основном занимаются администрации округов, поскольку они работают непосредственно на местах. Если мы в рамках своей деятельности видим, что есть проблемы, то подключаемся к их решению. Информацию собираем из различных источников – обращения горожан, средства массовой информации, социальные сети,  – и стараемся максимально быстро отреагировать.

– От людей приходится слышать жалобы, что контейнеры не всегда вовремя вывозят. С какой периодичностью это должно происходить?

– Летом контейнеры должны вывозиться ежедневно, зимой – не реже, чем раз в три дня. Но мы все-таки сторонники того, чтобы вывоз происходил каждый день. Это позволяет избежать захламления площадок, гниения отходов и других неприятных последствий.

– Кстати, есть ли сезонная зависимость: когда чаще жалуются на захламление площадок и переполнение контейнеров?

– Да, конечно. Пиковая нагрузка на контейнерные площадки возникает в период новогодних праздников, когда люди в большом количестве выкидывают бытовые отходы: это и упаковка от пищи, и различные коробки, и строительный мусор – кто-то делает ремонт, поскольку много выходных дней. Второй острый период – когда сходит снег и вытаивает мусор, накопившийся за зиму. В это время мы традиционно проводим двухмесячник по уборке города, чтобы в максимально короткие сроки привести территорию в надлежащее состояние.

И еще один – уже незначительный всплеск происходит в начале осени, когда люди приезжают из отпусков, массово возвращаются с дач. В этот период количество выбрасываемых отходов после летнего спада возвращается к обычному уровню.

– Насколько ответственно управляющие организации подходят к содержанию контейнерных площадок?

– Здесь нужно рассматривать не только подход управляющих компаний, но и позицию населения. Управляющую компанию мы нанимаем для содержания своего дома. И если вас не устраивает, как она исполняет свои обязанности, нужно привлекать органы государственного и муниципального жилищного контроля, решать вопросы на собраниях собственников вплоть до смены УК.

Многие люди занимают позицию: мы позвонили, сообщили, что есть проблема – и все. Но ведь кроме них никто не может принять решение по отказу от услуг действующей УК и выбору новой организации, которая изменит ситуацию и возьмется надлежащим образом содержать дом. Особенно это касается благоустроенных многоэтажек, где большинство квартир в частной собственности. Таков закон.

Поэтому жильцам все-таки нужно находить общий язык с УК, какая бы она ни была, своевременно оплачивать коммунальные услуги и, конечно, активно участвовать в жизни своего дома. Мы в рамках своих полномочий стараемся оказывать максимальное содействие в разрешении проблем.

Действительно, есть управляющие компании, которые приходят, немного поработают, не вкладываясь ни во что, и уходят. Если говорить о более надежных УК, которые дорожат своим именем и репутацией, то они ведут другую политику. Они изначально общаются с людьми, обговаривают все нюансы и в рамках имеющихся денежных средств, полученных за содержание, стараются сделать максимум работ. И в том числе обеспечить достойное содержание контейнерных площадок.

– Есть ли рычаги воздействия на хронических нарушителей?

– Безусловно есть. Существует возможность за невыполнение работ по минимальному перечню лишать управляющую компанию лицензии. Но это процедура сложная и растянута во времени. Для того, чтобы лишить организацию лицензии, сначала нужно исключить из нее не менее 15 процентов от общей площади домов, переданных в управление. Если же у нее порядка 300 «деревяшек», то пока удается достигнуть необходимой планки – у УК заканчивается договор управления, и на эти дома «заходит» уже другая компания. Именно поэтому не так часто удается применить эту меру воздействия на практике.

Бумага – отдельно, котлеты – отдельно

– Владимир Александрович, в чьем ведении, в чьей собственности на сегодняшний день находятся контейнерные площадки в Архангельске?

– Здесь нужно смотреть каждый отдельно взятый адрес. Площадки, которые раньше были в ведении МУП «Спецавтохозяйство», после его реорганизации в ООО вошли как имущество в уставной капитал новой структуры. И сейчас время от времени у горожан возникает вопрос: почему из их двора забрали контейнеры и демонтировали площадку. Почему это делается: управляющая компания, которая содержит дома, закрепленные за той или иной площадкой, заключала договор с другой мусоровывозящей организацией. Соответственно, «Спецавтохозяйство» свои контейнеры убирало, а новые ставила либо управляющая компания, либо собственники – и тогда площадка включалась в состав общедомового имущества, либо предприятие, которое вывозит теперь оттуда мусор.

Позиция администрации города по поводу оборудования контейнерных площадок такова. Если участок отмежеван – просто согласовывается место размещения, и площадка устанавливается. Если же земля является территорией общего пользования и не относится к какому-то конкретному дому, либо площадка рассчитана сразу на несколько домов, то у нас разработан порядок по предоставлению земельного участка без выделения сервитута для размещения объекта благоустройства, в том числе контейнерной площадки.

Алгоритм доведен до всех управляющих компаний: они должны обратиться в администрацию округа, собрать определенный пакет документов, провести общее собрание, определить место и установить площадку. Постановлением Правительства РФ № 291, определяющим минимальный перечень работ, которые должна выполнять УК, за ней закреплена обязанность по организации места сбора отходов. Мы считаем, что управляющие организации должны так или иначе это обеспечить: либо установить, либо арендовать площадку. И такая позиция муниципалитета нашла свое подтверждение. В администрации имеется как минимум два судебных решения об обязании УК выполнить работы по оборудованию контейнерной площадки.

– Каковы сегодня требования к контейнерным площадкам?

– Требования прописаны действующими в городе Правилами благоустройства. Площадка должна быть на твердом основании – это железобетонная плита либо асфальтобетон, обязательно с ограждением. При ее установке должны быть соблюдены санитарные нормы по удаленности от жилого дома и детских площадок. Кроме того, все вновь устанавливаемые контейнерные площадки должны быть закрытого типа. На сегодняшний день уже есть ряд УК, которые обращаются в муниципалитет для согласования не только места установки площадки, но и для согласования ее конструкции.

– В какие сроки после заселения новостроек должны быть оборудованы полноценные площадки для сбора отходов? Неоднократно приходилось слышать от горожан, что во дворах современных домов просто поставлены восьмикубовые контейнеры – «кузова»…

– Место расположения контейнерной площадки у новостройки и ее размер определяются еще на этапе проектной документации. В плане благоустройства обязательно определяется место, где она будет расположена. Она должна быть оборудована одновременно с введением дома в эксплуатацию.

Что касается восьмикубовых «кузовов». На этапе заселения дома все делают ремонт, соответственно, объем отходов велик и они сами объемные: строительный мусор, упаковка от мебели и так далее. Для того, чтобы не было постоянного захламления обычных контейнерных площадок, застройщики на первое время устанавливают эти бункеры, которые с определенной периодичностью вывозят. Конечно, они не должны оставаться на постоянной основе, это временная мера. Обычная площадка может быть закрыта до тех пор, пока стоит такой «кузов».

– Решается ли вопрос с организацией вывоза мусора из частного сектора?

– В Архангельске требуется дополнительное устройство контейнерных площадок, и особенно остро этот вопрос стоит для частного сектора. На сегодняшний день вывоз мусора там организован ненадлежащим образом. Вопрос в том, каким путем здесь идти. Это может быть бестарный вывоз, когда каждый домовладелец выставляет мешок с мусором возле дома, а машина будет приезжать и забирать его. Либо все-таки оборудование контейнерных площадок. Первый вариант вроде бы всем хорош, но возникает проблема: в частном секторе далеко не к каждому дому автомобиль может подъехать. В некоторых местах там не то что дороги не сделали, даже места для них нет – тропинки, мосточки… Пока окончательной позиции нет, но с учетом вопроса транспортной доступности, скорее всего, это будут контейнерные площадки.

– Владимир Александрович, сейчас актуален вопрос раздельного сбора мусора. Архангельск готов работать в этом направлении?

– В рамках перехода на новую систему обращения с отходами без раздельного сбора мусора никак. Насколько этот процесс будет быстрым и безболезненным – пока сказать сложно, мы только делаем первые шаги. Хочется надеяться, что жители города это примут. И работа будет вестись не хаотично, а появится определенная система.

Территориальная схема обращения с бытовыми отходами пока не утверждена. Но, как известно, на данном этапе речь идет о внедрении двухконтейнерной схемы. Все органические отходы, остатки пищи должны складироваться в один контейнер, а сухой мусор, пригодный для дальнейшей переработки (пластик, стекло, бумага и так далее) – в другой. При этом никто не запрещает использование трех, четырех, пяти контейнеров. Разделение на мокрую и сухую фракции – лишь минимальная планка.

Сейчас по внедрению раздельного сбора мусора активно работают некоторые школы и детские сады. Начинают, как правило, с отдельного контейнера под бумагу и постепенно, занимаясь экологическим просвещением детей, ведут многоступенчатый раздельный сбор, максимально рассортировывают мусор.

Важно, что в перспективе при надлежащей организации этой работы вывоз бытовых отходов может стать для горожан значительно дешевле либо даже, по сути, бесплатным. Есть виды вторсырья, за прием которого организации готовы платить. И вывоз того мусора, который не пригоден для переработки, можно оплачивать теми денежными средствами, которые ТСЖ или УК будет получать за сданное перерабатываемое вторсырье. Нельзя забывать и об экологическом аспекте. Так или иначе, будущее за раздельным сбором мусора.

Наталья СЕНЧУКОВА