У каждой машины – своя душа и судьба

Газета, Главная новость, Культура

В Музее автомототехники можно увидеть настоящие легенды автопрома.

– Это недавнее наше приобретение – «Москвич 400». Копия автомобиля «Опель Кадет» 1938 года выпуска, они как близнецы – один в один собраны, – рассказывает директор Музея автомототехники Григорий Гусев про голубую машину причудливых форм.

Стоящий неподалеку ярко-синий «Запорожец» – тоже из новых экспонатов. Его привезли из Карачаево-Черкесии. Автомобиль 1976 года выпуска, экспортный вариант. Несмотря на солидный возраст, на нем даже краска родная. Правда, разбито заднее правое крыло. «Ушастый» (так называли ЗаЗ 968 за форму боковых воздухозаборников) долго служил владельцу верой и правдой, а потом мужчина отдал его своему внуку. И тот, поездив буквально неделю, попал в аварию. Дед разозлился и забрал машину обратно. Подремонтировал и решил: пусть лучше других людей радует. Благодаря Интернету для «Запорожца» нашлось такое вот пристанище в Архангельске.

Раритеты из гаражей

Музей автомототехники открылся в столице Поморья два года назад. Идея его создания исходила от коллекционеров ретро-автомобилей и мотоциклов. Раритетные «железные кони» стояли по частным гаражам и ангарам, а полюбоваться на них могли сами владельцы и их друзья-знакомые. До тех пор, пока однажды не решено было взять в аренду помещение и создать экспозицию для всех горожан.

Сейчас на подземной парковке новостройки на Воскресенской, где расположился музей, насчитывается более 140 единиц техники. Коллекция постоянно пополняется. Причем редкие модели организаторы проекта прицельно ищут через Интернет, через знакомых. Здесь есть мопеды, мотороллеры, мотоколяски, мотоциклы, автомобили советских лет и ретро-машины представительского класса, военная техника – практически каждый экземпляр хранит свою маленькую тайну.

Синие «жигули»-копейка, оказывается, когда-то принадлежали писателю Евгению Коковину. На черной «Чайке» с номером 001 ездил в свое время губернатор Анатолий Ефремов. Еще одна «Чайка» изначально была в коллекции заместителя министра МВД СССР Юрия Чурбанова.

Представительский ЗИЛ впечатляет не только внешним видом, но и характеристиками: бронированный, четыре тонны веса, форсированный двигатель от грузовой машины… А совсем скромная на его фоне «Нива» 1981 года выпуска удивляет необычной судьбой.

– Хозяин продал эту «Ниву», а его сын спустя 20 лет выкупил обратно. Приобрел еще два автомобиля того же года и собрал из трех машин одну, – рассказывает Григорий Гусев. – Здесь все детали 81-го года выпуска. Не хватает только одного предохранителя и лифта для заднего стекла.

Не теряется на фоне старших товарищей и коллекция детских педальных машинок. Долгое время в музее стояла только одна – оранжевая, а сейчас уже восемь. Есть и отечественные, и иномарки. Все куплены специально для выставки. Выглядят как новенькие, причем им даже реставрация не понадобилась. На восстановление и покраску пришлось отдать только один будущий экспонат из этой серии – педальную лошадку, мечту многих советских детей. Таких коней в СССР в 1950–80 годы выпускали на нескольких предприятиях, в том числе оборонных. В частности, на московском заводе «Салют» и на омском авиационном заводе «Полет».

На мотоцикле как в ракете

Преобладают в экспозиции мотоциклы. Собственно, под них сначала и задумывался музей. Идея была представить коллекцию мотоциклов, которые производились в Советском Союзе до 1970 года. Но в процессе родился более масштабный проект.

– Шикарный экземпляр – «Л-300 Красный Октябрь», с него в нашей стране началось все мотоциклостроение. Он производился в 1930–39 годы, продавался населению, но в основном поставлялся в Красную армию. Во время войны такими моделями активно пользовались разведчики и связисты. До нашего времени дошло не более 20 экземпляров оригинальной сборки, так что он настоящая музейная редкость, – говорит Григорий Гусев.

Отдельного внимания заслуживает линейка тяжелых мотоциклов «Урал» производства Ирбитского мотоциклетного завода.

– Их история начиналась с модели М-72 в 1940 году. Для военных нужд требовались не машины, а какая-то более легкая техника. Решено было выпускать мотоциклы, – рассказывает директор музея. – Купили в Швеции пять мотоциклов БМВ, разобрали, скопировали и наладили свое производство. М-72 выпускалась и модернизировалась вплоть до начала 60-х годов.

Один из выставочных «Уралов» словно из советских фильмов про будни ГАИ. Изначально он был черного цвета и находился в заводском музее в Ирбите. Когда его выкупили для архангельской экспозиции, то стилизовали под спецтехнику автоинспекции. Рядом с ним такой же мощный красный «Днепр» – пожарный мотоцикл. Кстати, он на ходу и даже установка для тушения работает. В прошлом году архангелогородцы могли его рассмотреть на выставке пожарной техники в районе площади Мира.

Здесь же представлены «Ковровцы», «Мински», «Ижи», «Юпитеры» разных лет. Есть целый ряд грузовых мотоциклов, вызывающих особый интерес у жителей сельской местности. В деревне без такого помощника тяжело – на нем и сено перевезти можно, и картошку. Рядом с ними притулился еще один труженик – трицикл «Пчела», которых было выпущено всего 60 штук – специально для лагеря «Артек» для помощи по хозяйству.

Чехословацкие «Явы» и венгерская «Паннония» – элита среди мотоциклов и мечта любого советского мотолюбителя. Самый крутой по техническим характеристикам из представленных на выставке – «Ява-250», а самая оригинальная внешность – у «Паннония Т-5»: коляска этого мотоцикла внешне напоминает ракету.

Спортивные «железные кони» очень разные – для спидвея на льду (с металлическими шипами на шинах) и на обычных трассах, и даже для мотобола – игры в футбол на мотоциклах.

Мотоциклы отечественного производства, к сожалению, в большинстве своем уже стали историей.

– Сейчас на территории бывшего СССР осталось два действующих завода. Один в городе Ирбите Свердловской области, где выпускаются «Уралы». Партии небольшие, идут в основном на экспорт, в Америку, потому что там любят большую тяжелую технику. Они даже, когда производитель стал усовершенствовать и закруглять коляску, сказали: не надо, оставьте нам в таком же виде. И работает завод в Минске, с конвейера которого выходят одноименные мотоциклы, – рассказывает Григорий Гусев.

Кстати, не менее интересный экспонат стоит и у входа в музей на Воскресенской – арт-объект «Мотоцикл». Архангелогородцы и гости города с удовольствием фотографируются с ним. Его собрали местные умельцы, причем из подручных материалов: там и детали от железнодорожных светильнико, и сидение от сенокосилки… Деталей от настоящего мотоцикла нет совсем.

От советского бронеавтомобиля до американского «Доджа»

Многие посетители удивляются, насколько разные бывают мотоколяски. Их здесь несколько. Например, черная КМЗ К-1В – первая советская мотоколяска. Она сделана на базе мотоцикла, только у нее три колеса. Это была пилотная версия, которая выпускалась с 1947-го по 1949 год на Киевском заводе. Приходили люди с войны – кто без руки, кто без ноги, так что необходимость была большая. Эта мотоколяска управлялась одной рукой – с помощью центрального руля-рычага. Мотоколяски были не слишком износостойкими, пробег до капитального ремонта составлял не более шести-семи тысяч километров, поэтому сейчас из них сохранились считанные единицы. Вот и этот экземпляр достался организаторам музея ржавым и убитым – целого места не было. Восстановили.

Мимо синей мотоколяски «СМЗ С3-А» не проходит, пожалуй, ни один посетитель музея. Этот советский двухместный четырехколесный автомобиль известен по комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика». Именно на такой модели ездил Бывалый – герой Евгения Моргунова, машинку так и прозвали – «моргуновка».

На выставке представлена и военная техника. В том числе ГАЗ-67Б, привезенный из Чечни; легкий бронеавтомобиль БА-64, выпускавшийся в 1940–50-е годы для высшего командного состава; американские военные авто «Виллис» и «Додж». Последний, кстати, в годы войны был поставлен во Францию по ленд-лизу. Потом находился в коллекции, после чего попал на «Мосфильм» и снимался в кино. И уже оттуда прибыл в Архангельск.

Кстати, в честь 75-летия Великой Победы, которое будет отмечаться в 2020 году, появилась идея устроить выставку военной техники в аэропорту, чтобы посмотреть на нее могли прилетающие и улетающие пассажиры.

Экспозиция музея и дальше будет пополняться раритетами автопрома. И один уже на подходе.

– Скоро у нас появится очень интересный экземпляр, я воочию таких даже и не видел в Архангельске – полноприводная «Победа» М-72, – говорит Григорий Гусев. – Ее наш помощник в Краснодаре ремонтирует: полностью разобрал и восстановил, в Архангельск она приедет своим ходом…

Наталья СЕНЧУКОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН